Использование коммуникативных игр и театрализованных этюдов на логоритмических занятиях с целью коррекции эмоционально-поведенческой сферы»


муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №17, средняя школа №21 им. Н.И.Рыленкова, дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Звёздочка» города Смоленска «Использование коммуникативных игр и театрализованных этюдов на логоритмических занятиях с целью коррекции эмоционально-поведенческой сферы»Составители:Макарова Вера Петровна, Павлова Ирина Александровна,Якене Ирина Николаевна У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ОТМЕЧАЮТСЯ НАРУШЕНИЯ: звукопроизношения;бедный словарный запас;недостаточная сформированность грамматического строя речи;наличие грамматических стереотипов;речевая анактивность;эмоциональная незрелость. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА - это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Цель – создание условий для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развитие личности в целом. ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ: формирование и развитие у детей двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений; развитие двигательной и речевой активности, выработка новых стереотипов взамен патологическим, развитие выразительности движений как средства самовыражения;воспитание звуковой культуры речи, певческих навыков, творческой активности, способности к общению, к познанию самого себя;воспитание личности через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание;воспитание музыкального вкуса, эстетического чувства, приобщение к миру музыки и пластики;воспитание потребности и привычки вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения. НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ: развитие высших психических функций;развитие общей и мелкой моторики;коррекция эмоционально-поведенческих рассстройств ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТСЯ В КОРРЕКЦИОННО-ИНКЛЮЗИВНОМ КАБИНЕТЕ ИЛИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАЛЕ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ – 35-45 МИНУТ. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ: 1.Вводная ходьба и ориентация в пространстве.2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.3. Артикуляционные упражнения.4.Дыхательная гимнастика.5.Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла.6. Упражнения на развитие внимания и памяти.7. Ритмические игры.8. Коммуникативные игры.9. Пение песен.10. Пальчиковые игры и сказки.11. Элементарное музицирование на музыкальных инструмантах.12. Театральные этюды.13. Подвижные игры, хороводы, физминутки. ВСЁ ТО, ЧТО ЧУВСТВУЕТ НАША ДУША В ВИДЕ СМУТНЫХ, НЕЯСНЫХ ОЩУЩЕНИЙ, ТЕАТР И ИГРА ПРЕПОДНОСИТ НАМ В ГРОМКИХ СЛОВАХ И ЯРКИХ ОБРАЗАХ, СИЛА КОТОРЫХ ПОРАЖАЕТ НАС. ИОГАНН ФРИДРИХ ШИЛЛЕР В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НАМИ ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ПРИЁМЫ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ: Коммуникативные игрыТеатральные этюды ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗАНИМАЛИСЬ: М.Д. МАХАНЕВА , ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗАНИМАЛИСЬ: Маханева М.Д. Сорокина Н.Ф. . КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ - – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕНИЯ. Цель: формирование связной устной речи Задачи:1. Совершенствовать умение связно, логически правильно, точно строить речевое высказывание. 2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, коммуникативных УУД. Активизация речевого словаря. 3. Умение работать в группе, слышать друг друга, вести диалог. ТРЕБОВАНИЯ К КОММУНИКАТИВНЫМ ИГРАМ: - постоянное, ежедневное включение коммуникативных игр во все формы педагогического процесса; - максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр; - сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми; ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ – СЦЕНКИ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ ИМПРОВИЗАЦИЮ, ТО ЕСТЬ ПРОГОВАРИВАНИЕ В МОМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ. Цель: развитие личности в целом.Задачи: 1.Развивать эмоциональность, коммуникативные способности, воображение. 2.Стимулировать желание детей искать выразительные средства для создания игрового образа героя с использованием танцевальных движений, мимики, жестов, изменением интонации. 3.Раскрыть творческий потенциал детей. 4.Воспитывать стремление к самосовершенствованию. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЭТЮДОВ - постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры; - максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр; - сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры; -последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов. ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР -– СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ФОРМИРУЕТ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, РАЗВИВАЕТ ЛОВКОСТЬ, ТОЧНОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ПОВЫШАЕТ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ЦЕЛЬ: РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО, НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ У НИХ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ. ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЭТЮДОВ ПОЗВОЛЯЮТ РЕБЕНКУ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ИГРОВОЙ ФОРМЕ РАЗВИВАЮТ РЕЧЬ, КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ НАСТРОЮ ДЕТЕЙ