Презентация на тему Использование ассоциативных карт КРЕАТИВ-2 в работе психолога


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ «КРЕАТИВ-2»В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА«КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ» Ассоциативные карты "Креатив-2: Настроение, состояния, эмоции, чувства"
style.rotation

ЦЕЛЬ: Рекомендовать ассоциативные карты как одну из форм работы психолога, которая помогает «построить мост» от ученика к родителям или педагогам в случаях, когда им тяжело поговорить друг с другом на острую тему.
style.rotation
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: В презентации представлены упражнения с использованием ассоциативных карт «Креатив-2» для проведения консультационной работы.Презентация содержит правила работы с картами индивидуально и в группе, рекомендации по проведению упражнений.
style.rotation ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Убедиться, что карты помогают высказать мысли, формулировать и конкретизировать сообщение, которое требует передачи. Кроме облегчения словесного выражения эмоций, карты, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, несут в себе определённый эмоциональный заряд, и могут содействовать как послание, даже без словесного сопровождения.
style.rotation Ассоциативные карты «Креатив-2»Рекомендованы для использования Учебно-воспитательным советом УУМЦ практической психологии и социальной работы (Протокол №7 от 08.11.2012г.) Состав комплекта: 64 карты, из них 6 инструктивного характера. Набор карт «Креатив-2»-это продолжение серии ассоциативных карт для работы с детьми и взрослыми. Карты рекомендованы во время диагностической. коррекционной, учебной, тренинговой, консультационной работы.
style.rotation Из истории ассоциативных картМетодика работы с набором карт построена по принципу свободного ассоциативного эксперимента. Английский психолог Френсис Гальтон в конце 70-х годов XIX столетия впервые провёл такой эксперимент в чистом виде. Виды ассоциативного эксперимента: - свободный, когда клиент отвечает на предъявленный стимул словом, которое сразу появилось в мыслях;- направленный, в котором экспериментатор ограничивает выбор клиента (например, отвечать только именами прилагательными); -цепной, в котором клиенту предлагают ответить неограниченным количеством слов, предложений, которые пришли в голову, без ограничений.
style.rotation ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ: Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты эффективно используются в разных направлениях психологии, педагогике, менеджменте да и просто для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи.
style.rotation
ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ: Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
style.rotation
Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:  создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений; развития интереса к самоизучению и саморазвитию;  развития творческих способностей; уменьшения страха критики или осуждения; содействия личностному росту;
style.rotation
Карты могут быть использованы педагогами и психологами для: преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы; коррекции отношений и разрешения конфликтов; развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;  управления стрессом; анализа психологических особенностей представителей различных профессий; создания психологических портретов специалистов-профессионалов;.
style.rotation Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.
style.rotation
Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
style.rotation
Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.
style.rotation
Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.
style.rotation
Правила работы с ассоциативными картами в группе: • Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.
style.rotation
Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально): Они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:•Самое ценное – «прозрение» другого (в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.
style.rotation
Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально): • «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!» или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)
style.rotation
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Инд./Гр.)Инструкция. Выберите три карты: Я ощущаю себя вот так, как на первой карте,а я хочу себя ощущать вот так , как на второй,а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте
style.rotation
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.) После того, как клиент выбрал три карты, ему предлагают убрать из трёх карт одну, а потом ещё одну и остаться всего лишь с одной картой. Если человек оставляет себе "карту-ресурс" - это говорит о позитивном результате работы, он сможет справиться с проблемою, с которой он пришёл на консультацию к психологу.
style.rotation
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС(Гр.)Если оставляет "карту-потребность» – это говорит о высокой ценности достижения удовлетворения именно этой потребности для личности, тогда задача психолога – проанализировать вместе с клиентом возможность удовлетворения этой потребности, а при невозможности исполнения - альтернативные варианты.
style.rotation
МОЯ ПРОБЛЕМА, ПОТРЕБНОСТЬ,РЕСУРС (Гр.)Если же человек оставляет для себя "карту-проблема", это говорит о необходимости дальнейшей консультативной работы психолога. Комментарий психолога: это тот груз, с которым Вы идёте по жизни, у вас была возможность от него избавиться (выбрать другую «карту – ресурс»), но Вы её не использовали. Это тот тяжёлый мешок, который и нести тяжело и выкинуть жалко. В этом случае при дальнейшей консультативной работе психологу важно помочь клиенту расширить сферу личностных ресурсов, которые пригодятся ему для решения проблемы.
style.rotation
Упражнение «МОЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС» (Инд./Гр.)Инструкция. Выберите три карты: І карта – счастливый момент детства ( безопасное место);ІІ карта –моя сильная сторона (сильная черта характера);ІІІ карта – человек (близкие люди);
style.rotation


ОТОБРАЖЕНИЕ (Инд./Гр.)Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют. Ход упражнения: Психолог просить клиента выбрать из предложенных карт-стихий, карту которая несёт в себе содержание конфликтной ситуации клиента.• Что изображено на карте?• Почему именно эту карту Вы выбрали?• Что она отображает?• Она показывает ваш конфликт?• Какие эмоции вызывает эта карта?• На какие мысли наталкивает эта карта?
style.rotation
Отображение жизненных историй в нашей семье (классе) (Гр.) Цель: Цель: выявление конфликтной ситуации, определение эмоций, которые его наполняют. 1. Группе предлагается объединиться в подгруппы по 5-6 человек. Каждый участник «наугад» вынимает по одной карте. Ведущий добавляет от себя ещё по две карты в каждую подгруппу.2. Каждая подгруппа переворачивает карты и пытаются составить по рисункам определённую историю. Карты раскладываются в любом порядке. История может быть сказочной, фантастичной или вполне реальной. На это задание отводиться 5-8 минут.
style.rotation

Отображение жизненных историй в нашей семье (классе) (Гр.) 3. Каждая группа рассказывает свою историю.4. Когда все истории рассказаны, ведущий предлагает участникам подумать, что в каждой истории напоминает события пережитые в коллективе (семье), как рассказанная история может относиться к самим участникам. Есть ли что – то похожее в разных историях, что- то такое, что их объединяет? 5. По окончанию занятия ведущему следует ещё раз проанализировать истории, рассказанные участниками, чтобы подготовиться к продолжению работы с семьёй (классом).
style.rotation

Путь героя (Гр.) Цель: определить жизненный сценарий и копинг – стратегии (это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом).Инструкции: клиенту предлагается разделить лист бумаги на 6 равных частей и выбрать 6 карт, чтобы заполнить все участки листа.
style.rotation

Путь героя (Гр.)1 карта — олицетворяет героя или героиню истории.2 карта — это миссия героя.3 карта — демонстрирует, кто или что может помочь герою у его приключениях.карта — указывает на препятствия и трудности, которые необходимо преодолеть герою. карта — рассказывает о том, преодолеет ли герой эти трудности. карта — конец истории.
style.rotation



Путь героя (Гр.) Примечание: каждое изображение даёт информацию относительно копинг-стратегий клиента. Так, мифический герой является намёком на «включение» воображения. Цель путешествия может быть связана с жизненными ценностями и убеждениями. Помощь и препятствия могут реальными, воображаемыми, внутренними или социальными. Окончание может быть разным: воображаемым, эмоциональным, интеллектуальным, социальным.
style.rotation