Мастер-класс «Использование арт-технологий и ассоциативных карт в обучении детей коми языку»


Мастер-класс
«Использование арт-технологий и ассоциативных карт в обучении детей коми языку»
Цель: демонстрация методов и приемов использования арт-технологий и ассоциативных карт в обучении детей коми языку.
Задачи:
-знакомство участников мастер-класса с основными теоретическими аспектами арт-технологии и ассоциативных карт.
-
- формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.
Этапы мастер-класса
Вступительное слово мастера.
Видза оланныд! Здравствуйте!
Уважаемые педагоги, тема моего мастер-класса «Использование арт-технологий и ассоциативных карт в обучении детей коми языку».
Вам всем известно, что детям нелегко дается обучение незнакомого им языка. Им приходится запоминать много новых слов. Поэтому процесс запоминания неразрывно связан с развитием памяти. Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления, которое опирается на образы. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт.
В своей работе с детьми я использую арт-технологии и ассоциативные карты (условные обозначения в виде графических рисунков и обозначений), схемы и т.п., обозначающие определенные действия, форму, цвет, предмет, величину, местонахождение, явления и т.д.
Арт-технологии и ассоциативные карты помогают запоминать не только слова, но и строить предложения, составлять предложения по заданному тексту, учить слова песен, стихотворений, пословиц, загадок и т.д. По схемам дети самостоятельно читают предложения от 3 до 7 слов. Использование арт-технологии и ассоциативные карты при обучении детей коми языку позволяют мне добиваться эффективности, результативности в запоминании подаваемого материала.
Имитация занятия.
Сегодня я бы хотела поделиться своим небольшим опытом использования арт-технологии и ассоциативных карт.
У вас на столе лежит модель избы. Чего не хватает? (мебели). Значит, что нам надо сделать? (расставить мебель). Пожалуйста, выполните задание. (Участники расставляют мебель). И так, возникло ли у вас затруднение? Чем? (незнаем, что было в избе коми народа). Что надо сделать? (познакомиться с интерьером коми избы)(показ слайдов с картинками коми избы, а участники подписывают названия на ком языке)
Мы с вами сконструировали интерьер коми избы. А сейчас поработаем со словами.
пὂлать- палатигὂбὂч- голбец ( погреб)
пач- печка
Внимательно посмотрите на эти слова. Что вы можете сказать об этих словах? (они похожи, в некоторых словах изменился только звук)
Какие звуки поменяем, чтоб образовать коми слово? пὂлатЬ, гὂбὂЧ, пАчМы с вами рассмотрели арт-технологию и словообразование в коми языке.
Закрепление
А сейчас я бы хотела, чтоб вы на листочках, которые лежат у вас на столе, написали посередине слово КОМИ.
Как мы можем раскрыть это слово? ( написать словами, знаками, символами)Ассоциативная карта может состоять из слов, из символов и знаков. Сейчас каждый зарисует или запишет, с чем ассоциируется для него слово КОМИ.( природа- красота, язык, культура- одежда, блюда, обычаи, мифы, животные- медведь)
Для каждого слово Коми ассоциируется с разными словами. Но нас объединяет одно. Это наша родина. Это наш дом. Это наша семья. Отсюда и вытекает бережное отношение к языку того народа, на земле которого мы живем.
Заключительное слово.
При составлении ассоциативной карты каждый выбрал себе тот способ, который ему ближе. Так же и дети. Они выбирают, как раскрыть то или иное понятие, каким способом. Когда перед ребенком не конкретная инструкция, а право выбора, то он может творить и развиваться всесторонне.
Результатами работы данного метода являются:
Творческая активность детей;
Раскрепощение личности каждого ребёнка;
Создание ситуации успеха;
Обогащение словарного запаса;
Развитие логического мышления;
Улучшение памяти учащихся;
Приобретение опыта работы в группах, в парах, самостоятельно;
Усиление мотивации в обучении.
Спасибо за внимание! Став бурсὂ!