Занятие с элементами тренинга «Агрессия под контролем» для подростков 14-17 лет


Занятие с элементами тренинга «Агрессия под контролем»
Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: обучение безопасным способам выражения агрессии.
Задачи:
Обсудить понятие агрессии и ее место в жизни человека.
Предоставить возможность осознать последствия агрессивного поведения.
Сформировать у подростков навыки управления своим эмоциональным состоянием.
Способствовать накоплению у подростков психологических знаний о безопасных способах выражения агрессии.
Категория участников: от 14 до 17 лет
Время проведения: 1 час 20 мину
Ход работы
Приветствие
Упражнение-активатор  «Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Участники передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, овощей, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – редиска!»
В заключительном круге участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!»
Примечание: игра полезна, если проводить ее в быстром темпе. 
Обсудить с участниками, какие эмоции вызвало упражнение, подвести к тому, что если бы слова были обидными, то, скорее всего это вызвало агрессию и раздражение.
Беседа «Что такое агрессия?»
Выслушиваются ответы 4-5 человек, затем дается определение агрессии.
Агрессия (от лат. – нападение) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Агрессия – это эмоция, которая выполняет функции адаптации, то есть приспособления к окружающей среде.
Попросить участников поднять руки сначала тех, кто считает, что агрессия – положительное явление, а затем кто считает, что она отрицательно влияет на человека.
В современной психологической науке выделяется два типа агрессии:
- ситуативная (считается в пределах нормы, проявляется лишь как ответная реакция на определенную ситуацию)
- надситуативная (отрицательная, выходящая за пределы нормы)
Беседа «Поведение и причины агрессии»
Рассмотреть примеры агрессий человека и животных, обсудить причины такого поведения (участники могут приводить примеры из своей жизни): агрессия матери, защищающей своего ребенка; агрессия кошки при виде чужих; агрессия человека, которому наступили на ногу; агрессия собаки, которую бьют; агрессия человека на назойливого собеседника.
Как вы думаете, есть ли агрессии место во взаимоотношениях людей?
Всем людям в той или иной форме присуще агрессивное поведение, и многие воспринимают агрессию как достойный способ отношении с другими людьми. Некоторые люди либо не осознают некоторые формы агрессии в отношениях с другими людьми, либо, в силу определенных требований и норм воспитания, подавляют ее в себе.
Чему важно научиться, для того, чтобы стать менее агрессивным?
Важно, во-первых, научиться распознавать и регулировать некоторые формы своего поведения, а во-вторых, разряжать подавленную агрессию в приемлемых формах. Агрессия присуща, всем людям без исключения, так как она есть результат гормональных реакций организма и естественная защитная реакция. Поэтому проявлять агрессию очень легко, а преодолевать и заменять ее другими формами поведения гораздо сложнее.
Ролевая игра «Агрессивный человек»
Группа делится на 2 команды. Каждая команда показывает без слов агрессивного человека в той или иной социальной или семейной роли (Приложение).
Команды совещаются между собой, затем показывают свою пантомиму другой команде, которая должна отгадать роли игроков и суть ситуации. Выигрывает та команда, представители которой были наиболее выразительны и роли которой верно угаданы.
Вопросы для обсуждения:
- В каких социальных ролях человек может более открыто выражать агрессию?
- Что могут при этом чувствовать окружающие?
- Каковы последствия агрессивного поведения?
Упражнение «Бокс на пальцах» 
Цель: показать, что агрессивность может быть и конструктивна.
Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность – с большим отчуждением от партнера. 
Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор вы считаете хорошим? О чем вы спорили? 
Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть. 
Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный – к его безымянному, ваш средний палец – к его среднему пальцу, ваш указательный – к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет «три» начинается «бокс». Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры? 
Можно выиграть хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Как можно отстаивать свои интересы, не испортив отношения с другим человеком.
Упражнение «Прогоняя злость»
1 этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставляли фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, рассмотрите эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь у него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленным взором увидеть самого себя в этой ситуации со стороны.
Представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь в выражениях, говорите ему все что хотите. Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Не сдерживайте свои действия, делайте все, что вам хочется сделать этому человеку. Если вы закончили упражнение, дайте знак – кивните головой. 3-4 раза вдохните и откройте глаза.
2 этап. Представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека, он делает то, что вас злит. А теперь представьте, что в ходе разговора он уменьшается в росте, голос его становиться все слабее и слабее, все неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным и величественным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы видите себя? Как вам видится ситуация? Если вы закончили упражнение, дайте знак головой. 3-4 раза глубоко вздохните и откройте глаза.
Вопросы для обсуждения:
- Что легко, что трудно было делать в этом упражнении?
- Что понравилось, что не понравилось?
- Кто из окружающих вошел в вашу галерею?
- На ком вы остановились?
- Какую ситуацию вы представили, расскажите о ней?
- Как менялось ваше состояние в процессе упражнения?
- Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?
Рефлексия
Список литературы
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковиц – СПб.: Нева, 2002 – 248 с.
Гребенкин Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е. В. Гребенкин – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.
Малкина И. Г. Кризисы подросткового возраста / И. Г. Малкина – М., 2004. С.99-102.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: сборник программ / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной – СПб.: «Образование-Культура», 2003 – 384 с.
Фалькович Т. А. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Н. В. Высоцкая, Н. С. Толстоухова, Т. А. Фалькович – М.: «ВАКО», 2006 – 256 с.
Приложение
Карточки «Агрессивный человек»
1 команда:
мама ругает ребенка за плохую оценку
покупатель жалуется на некачественный товар
учитель недоволен, что ученик постоянно опаздывает
2 команда:
папа недоволен сыном, который бросил спортивные тренировки
брат ругает за его сломанную игровую приставку
человеку в очередной раз навязывают какой-либо товар на улице