Занятие по адаптации учащихся 5 класса с использованием метафорических ассоциативных карт. Итоговое .


Занятие по адаптации учащихся 5 класса с использованием метафорических ассоциативных карт. Итоговое .Цель: содействие процессу адаптации к среднему звену в школе.
Задачи:
сплочение коллектива.
установление контакта и конструктивного общения между детьми.
снятие агрессии и тревожности.
Помощь в осознании ценности и важности каждого из участников классного коллектива
Диагностика индивидуальных особенностей учащихся
Участники: учащиеся 5- класса.
Оборудование: компьютер, медиа проектор, видео запись релаксации «Я школьник», таблички «ДА», «НЕТ», «НЕ знаю», набор проективных метафорических карт «Роботы», музыкальное сопровождение «Танец робота».Приветствие.
Психолог.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами вновь встретились ,для того чтобы поиграть , получше узнать друг друга, и просто улучшить наше с вами настроение. Закончим цикл адаптационных занятий из цикла «Я ученик 5 класса», подведем итоги и еще раз утвердимся в позиции ученика средней школы.
Упражнение «представьтесь от имени сказочного героя» 
В открытую вытянуть карту из колоды «Сказки», которая ассоциируется с вами в данный момент. Представьтесь от имени этой карты.
Упражнение «Найди того, кто...» На стенах развешены таблички с ответами . «ДА» «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ».Психолог.
«Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ "да" и нарисована веселая рожица, если не согласитесь, — подойдете к табличке с ответом "нет" (на ней изображена грустная рожица). Есть еще третий вариант ответа — "иногда, не всегда" (на табличке нарисована недоумевающая рожица), если он подходит вам больше всего, то встаньте около этой таблички».
После заданного опроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.
Высказывания для игры:
Я люблю путешествовать.
Я всегда говорю правду.
Я хочу жить за границей.
Вы рады тому , что учитесь именно в этой школе?
Мое настроение похоже сегодня на теплый, солнечный денек.
Я регулярно чищу зубы.
Я плачу, когда смотрю печальные фильмы.
Я верю в равные права мальчиков и девочек.
Мне нравится слушать музыку.
В прошлом месяце я прочел новую книгу.
Я слишком много играю в компьютерные игры.
Я знаю что, у меня есть вредные привычки
Девочки умнее мальчиков.
Для меня дружеские отношения в классе это необходимость.
Семья важнее друзей.
Мой класс, это моя вторая семья.
Я играю на музыкальном инструменте.
Я плохо себя веду со взрослыми , но хочу исправиться
Я говорю на иностранном языке.
Я — учащийся 5 класса. "Я не люблю учиться.
Я не люблю домашние задания.
Я с легкость делаю уроки и у меня достаточно свободного времени.
Я умею постоять за себя.
Я — добрый (веселый).
Иногда я бываю злым и невежливым
Я надеюсь навести порядок в своем столе и в своей голове
Мне здесь нравится.
У меня есть друзья в классе.
В этом классе держусь обособленно.
Я настоящий ученик 5 класса
Вопросы для обсуждения.
Понравилось упражнение или нет, если да, то почему? Было ли интересно?
Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
Что чувствовали, стоящие по одному, по трое против всех остальных?Почему продолжали отвечать, а не ушли?
Были ли вопросы, на которые вы отвечали, задумавшись?
Что чувствовали к тем, кто давал ответы, противоположные вашему?
Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали противоположное мнение?
Открыли ли вы что-нибудь новое для себя и в себе?
Помогли ли эти вопросы узнать друг друга больше?
Психолог.
Я могу сделать вывод, что всё-таки вы дружные ребята, которые могут справляться с всевозможными трудностями, все вы разные , несмотря на то , что многое всетаки вас объединяет.
Упражнение «Прощание с начальной школой» 
В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.
Звучит музыка для релаксации.Психолог.
«Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы "взять с собой", чтобы чувствовать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором тебе предстоит учиться три года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом новые ребята — среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь и "Букварь" и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за три года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил?А теперь постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только будешь готов, открой глаза... 
Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось? ». Дайте возможность высказаться каждому ребенку, а затем скажите: 
Запомните чувства успеха и уверенности, радости от учебы, все хорошее, что было в начальной школе, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе».
Упражнение «Игра с мячом» Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу:
«Я хочу, чтобы в пятом классе я научился....». «Я хочу, чтобы в пятом классе мы все….»
Упражнение роботы. С использованием метафорических карт «Роботы»
Психолог.
1.Сейчас ребята мы с вами побудем в роли создателей роботов. В роли техников и инженеров конструкторов, а конструировать мы с вами будем робота. Главное условие, робот должен быть похожим на вас и отражать самые яркие ваши черты.
2. На розданных бумажках, детям предлагается написать слова-фразы комплименты всем роботам, созданным в коллективе.
3.Танцы роботов. С лидерами. Лидер заводит танцевальную группу, остальные учащиеся повторяют танец за ведущим, ведущие меняются, в роли ведущего должен побывать каждый.
4.Дети обсуждают
Подведение итогов. Обсуждение в группе.
Ритуал прощания.
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, искренне улыбнемся и поблагодарим друг друга за общение. Все вместе поднимем руки вверх и дружно опуская руки скажем «ДА!» До новых встреч.