Лекционно-практическое занятие с элементами тренинга на тему Родительская любовь


Лекционно-практическое занятие с элементами тренинга
«Родительская любовь»
Цели:
- способствовать повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и гармонизации детско-родительских взаимоотношений;
- пробудить у родителей интерес к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний.
Задачи:
- рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- расширить представление родителей о значимости эмоциональной составляющей детско-родительских отношений;
- раскрыть вопрос о необходимости проявления безусловной родительской любви.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В.А. Сухомлинский
С самого рождения человек попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на ее становление. В семье человек находил и находит все то, что ему необходимо – внимание, эмоциональную поддержку, заботу и любовь. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения родителей с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, они и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям.
В семье, где есть мама и папа, каждый из членов выполняет свою психологическую функцию в воспитании ребенка. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. В большинстве случаев примером ответственного родительства является кто-то из близких, как правило - мать. Мама – это целый мир вокруг ребёнка, мир, в котором он может укрыться от опасности, мир, который учит ребёнка жить в гармонии со всем, что его окружает. Благодаря матерям дети адаптируются к жизни в человеческом мире. Мать может научить терпению, своевременности, регулярности. Более того, она должна научить ребёнка этим вещам. Если же мать будет делиться с ребёнком негативом (а порой и проявлять агрессию), это может серьёзно пошатнуть внутренний мир малыша. Хорошую маму не заменят воспитатели, учителя и психотерапевты. Поэтому кто бы что ни говорил – роль матери в жизни ребёнка является решающей.
В то время как материнство ассоциируется с гармонией, отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Что должен делать отец, если на пути ребёнка возникают препятствия? Правильно, помогать ему в их преодолении. Капризы и излишки эмоций зачастую мешают детям. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Да и это ещё не всё. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами подобного рода.
Все родители хотят, чтобы их дети находились в безопасности и чувствовали себя защищенными. Но они также должны научить их, как нужно делать правильный выбор и предоставить им в этом свободу действий. Для того чтобы сделать это, нам нужно создать атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя любимыми и защищенными. Ребенок должен знать, что вы не перестанете любить его, если он не согласен с вами или имеет собственные убеждения.
Окружите детей любовью. Любовь, как известно, является универсальным средством практически от всего. И взрослея, дети растут и процветают благодаря любви и заботе, так же как цветы после дождя.
Отсюда вывод: старайтесь, как можно чаще обнимать своего ребёнка, обращайтесь к нему ласково, хвалите его за сделанную работу. Если ребёнок провинился, не кричите, не травмируйте его детскую психику, а постарайтесь сначала выяснить, по какой причине ваш ребёнок поступил так; затем наберитесь терпения и спокойно объясните, что он поступил не хорошо и что ему не следует так больше делать. Он обязательно вас поймёт. Бегайте, прыгайте вместе с вашим ребёнком, играйте с ним в футбол, баскетбол и другие интересные игры. Прогуливаясь с ребёнком, держите его за руку, так как это очень сближает нас с детьми. Ему не хватает вас, вашего внимания, постарайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.
Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, которые поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; имеют общие цели, планы, правила, ритуалы и традиции.
Психологические игры и упражнения
для родителей и детей
на развитие позитивного восприятия и принятия друг друга
«Хвасталки»
«Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка.
«Перебежки»
Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
«Зато он…»
Несмотря на то, что психологи говорят, что любить надо не «за что-то», а просто так или «вопреки чему-то», любим мы чаще всего «за что-то». И если в семье несколько детей, то и любим их по-разному. Дети это тонко чувствуют, и часто мы слышим от них упрек: «Ты любишь Диму больше, чем меня!». Попробуйте объяснить, что не больше или меньше, а просто по-другому. Для этого я предлагаю вам на левой половинке листа написать все минусы вашего сына (дочери), или нескольких детей, или того из них, кого вы считаете наиболее «проблемным». На правой стороне листа – все его плюсы.  После того как участники тренинга выписали плюсы и минусы своих детей, они оглашают их следующим образом: «Мой Юра очень упрям, зато он настойчив в достижении цели. Мой Юра ленивый, зато он очень добрый» и т.д.
Далее участникам предлагается разорвать листки вдоль пополам, оставить у себя половинки с плюсами, а половинки с минусами выбросить в мусорную корзину.
«Хорошо и плохо»
Предлагается 4 картины – тип воспитания.
Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». (Приложение).
Обсуждаем с какими трудностями может столкнутся ребенок.
Обсуждение занятия
Приложение