Методическая разработка игры-викторины Кладезь народной мудрости для 5 класса


Игра для 5 классов, посвященная народному творчеству
«Кладезь народной мудрости»
Цель:
- расширить представления учащихся о культуре русского народа, фольклоре:
- прививать любовь к народным традициям;
- воспитывать эстетическое и нравственное восприятие мира.
Оборудование: презентация, жетоны-звездочки, мр3-запись русской народной песни, карточки со словами.
Ход игры
Ведущий. Мы собрались сегодня на игру-викторину «Кладезь народной мудрости». Все вопросы будут связаны с народным творчеством. Поприветствуем команды 5а и 5б класса!
1 тур
В основе многих литературных сказок лежат народные сказочные сюжеты. Перед вами иллюстрации к сказкам. Вопрос: в какой из этих сказок не говорится о трех братьях?
Ответ: «Сказка о царе Салтане».
Перед вами имена героев русских народных сказок. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и работнике его Балде». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой сказки?
ответ: ШабаршаВ русских народных сказках и былинах всегда сталкивается добро и зло. Какой из этих героев является отрицательным персонажем?
ответ: Соловей-разбойник.
Самые древние по происхождению – сказки о животных. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой, коварством, хитростью. Кто из этих персонажей обладал волшебной силой в сказке о Емеле?
ответ: Щука.
Перед вами 4 рисунка. Все ли являются иллюстрациями к русским народным сказкам?
ответ: «Крокодил Гена и его друзья».
Назовите писателя, который придумал этих персонажей.
ответ: Э. Успенский.
Жюри подсчитывает очки, которые набрали участники.
2 тур.
Владимир Иванович Даль, составитель толкового словаря живого великорусского словаря», писал, что пословица – «это цвет народного ума, это житейская народная правда». Постоянно обращались к фольклору выдающиеся писатели и педагоги, портреты которых находятся перед вами.
Кто из этих великих людей в книге для начальных классов поместил 300 пословиц и поговорок?
Ответ: К.Д. Ушинский в книге «Родное слово».
Кто из этих людей является автором книг для детей, ставших в России классическими образцами детской литературы?
ответ: Л.Н. Толстой.
Перед вами пословицы. Какая из них имеет отличающееся от других значение?
ответ: один пашет, а семеро руками машут.
3 тур.
Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины. Проверим, можем ли мы различать малые жанры фольклора.
Дождик-дождик, пуще лей
на меня и на людей!
а на Бабу Ягу
лей по целому ведру!
ответ: закличка.
Прокоп-укроп,
медный лоб.
Сам с аршин,
голова с кувшин.
ответ: дразнилка.
Катилось яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града – кто поднимет, тот и выйдет.
ответ: считалка.
Редька редко росла на грядке,
грядка редко была в порядке.
ответ: скороговорка.
Сам дней не знает, а другим называет.
ответ: загадка.
4 тур
Русский земледельческий календарь – это целый ряд правил, примет, наблюдений. Не случайно в народном календаре все сезоны, месяцы и даже дни имеют свои собственные имена. Они перед вами.
С этим днем в России связано печальное событие. До XVI века за неделю до этого праздника и неделю после крестьяне могли свободно переходить от одного барина к другому. Борис Годунов отменил это право крестьян, закрепив их навечно за своими хозяевами. Что это за день?
ответ: Юрьев день.
Загадка для зрителей: стоит поп низок, на нем 100 ризок. Ризки снимешь, сам заплачешь. (лук)
В какой из этих дней крестьяне высаживали на грядки лук?
ответ: день Луки 5 мая.
Музыкальное задание и физминутка. Звучит русская народная песня «А я по лугу».
В какой из этих дней начинают появляться комары?
ответ: день Лукерьи(-комарницы).
Этот день принадлежит к числу самых почитаемых праздников в году. По поверьям, в ночь на этот день нельзя спать, так как оживает нечистая сила.
ответ: Иванов день.
Иванов день или Иван-Купала называется еще «чистоплотным», потому что на заре этого дня принято купаться, и этому купанию приписываются лечебные свойства.
Из слова «календарь» нужно составить как можно больше слов за 2 минуты.
слова записывают, затем команды по очереди называют, повторяться нельзя. Звезду получает команда, назвавшая последнее слово.
Жюри подводит итоги. Объявление результатов.
Всем спасибо за участие. Я желаю вам изучать и сохранять все лучшее в народном творчестве, потому что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», это наши истоки.