Занятие по баскетболу. Тренировка центровых игроков

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры.
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

На высоком уровне
Тренировка центровых игроков в баскетболе

Свой первый мастер-класс на семинаре специалистов по баскетболу 13 августа 2011 г. в Москве тренер НБА Джек СИКМА посвятил обзору упражнений, которые можно использовать при работе с центровыми игроками, а Джозеф ВОЛЬФ, который выступил следующим, показал, как нужно защищаться против центровых команды соперника.
Для работы с высокорослыми баскетболистами составляется отдельный план занятий. Как правило, специальные тренировки для них проводятся на сборах, но чаще всего тренеры работают с высокими игроками по окончании тренировки. При этом отдельные упражнения можно использовать и в основной части занятия. Они могут быть полезны всем игрокам команды.

В паузах между упражнениями американский тренер неоднократно подчеркивал, что к высоким игрокам в современном баскетболе предъявляются и высокие требования: ведь это самые результативные игроки, так как чаще забивают мяч в кольцо. Как правило, после их передач совершаются результативные броски. Именно они могут нейтрализовать таких же игроков команды соперника: благодаря высокому росту чаще других накрывают броски соперников, подбирают мячи после отскока от щита, бросают их со средней дистанции. Так как на них совершают больше нарушений, они чаще других выполняют штрафные броски. Поэтому центровой игрок должен обладать многими навыками на самом высоком уровне.

Быстрота перемещений
Первое, что должен уметь делать центровой, отметил Джек, – это быстро перемещаться от одного кольца к другому, чтобы раньше соперника суметь занять место на краю ограниченной зоны. Для развития быстроты перемещения по площадке было предложено выполнить следующее упражнение (см. рис. 1).
Центровой бросает мяч в щит, подбирает его после отскока и передает игроку своей команды, а сам устремляется к противоположному кольцу, получает ответную передачу, передает мяч следующему и после его ответной передачи выполняет бросок в движении в противоположное кольцо. Третий игрок подбирает мяч и передает его центровому, который выполняет то же задание, возвращаясь к первому щиту.
То же, но игроки после передачи смещаются на одну позицию. Таким образом, это упражнение выполняют все участники команды поочередно.
То же двумя мячами. Второй игрок начинает выполнять упражнение только тогда, когда первый совершит бросок в противоположное кольцо.
То же тремя и более мячами.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 1

Условные обозначения:
– центровой игрок;
– другие игроки команды;
– передвижение игрока без мяча;
– передача мяча;
– бросок в корзину

В следующем упражнении центровой, выполнив бросок в щит, ловит мяч после отскока и передает его игроку, который стоит на центральной линии, а сам бежит к противоположному кольцу и занимает место, стоя спиной к щиту на краю ограниченной зоны (см. рис. 2). Игрок, который получил мяч, в медленном темпе ведет его до трехочковой линии и оттуда выполняет передачу центровому, который выполняет разворот и бросает мяч в кольцо.
То же в обратном направлении.
Это упражнение могут выполнять два центровых игрока. Второй начинает выполнять упражнение после того, как первый завершит бросок в противоположное кольцо.
Если в команде четыре высоких игрока, то сначала одна пара выполняет бег и броски, а затем другая.

Работа ног
Следующее, на что обратил внимание Джек Сикма, – это то, что у центровых игроков должны быть сильные ноги, постоянно готовые к прыжку вверх. Причем чем ближе к кольцу находится центровой игрок, тем более готовыми, т.е. более согнутыми, должны быть его ноги.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 2

Условные обозначения:
– центровой игрок;
– другие игроки команды;
– передвижение игрока без мяча;
– передача мяча;
– бросок в корзину;
– ведение мяча
Для тренировки ног он порекомендовал следующее упражнение: игрок стоит непосредственно под кольцом лицом к щиту и выполняет броски с отскоком от щита поочередно справа и слева соответственно правой и левой рукой. Центровой должен стараться поймать мяч как можно выше, максимально быстро согнуть ноги и, оттолкнувшись, выполнить следующий бросок. Особое внимание тренер обращает именно на работу ног.
То же, стоя спиной к щиту. Броски выполняются крюком.
То же после удара мячом в пол и 2 шагов разбега, стоя лицом к щиту.
Наиболее эффективным развития мышц ног и тренировки бросков из-под щита Джек считает следующее упражнение (см. рис. 3). Помимо центрового игрока, в ограниченной зоне располагаются еще трое, рядом с каждым на полу лежит мяч. По сигналу тренера центровой бежит к любому из них, берет мяч, ударяет его в пол и выполняет бросок в кольцо, затем направляется к другому игроку, и т.д. Мячи после бросков подбирают те игроки, у которых он был до броска, и сразу возвращаются на свое место. Задача центрового – как можно быстрее выполнить 10 бросков. Порядок его передвижения от одного игрока к другому определяется тренером или может быть произвольным.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 3

Условные обозначения:
– центровой игрок;
– игрок с мячом;
– передвижение игрока без мяча

То же, подбирая мяч с пола спиной к кольцу. Бросок выполнять после разворота на 180°.
Центровой игрок должен быть готов к приему мяча и броску из ограниченной зоны постоянно. На это направлено следующее упражнение, продемонстрированное американским специалистом: центровой, располагаясь спиной к щиту, передвигается приставными шагами от одной боковой линии ограниченной зоны до другой и обратно (см. рис. 4). Тренер, находящийся на линии штрафного броска, в любой момент может сделать ему передачу. Поймав мяч, игрок ударяет его в пол, выполняет разворот на 180° и бросает в кольцо.

Развитие реакции
Ведущий мастер-класса отметил, что в защите центровые должны постоянно следить за тем, где находятся мяч и опекаемые ими игроки, и общаться с партнерами по обороне. Если следовать этим принципам, то можно предугадать то, что будет происходить на площадке дальше. И тут на первое место выходит быстрота реакции, которая нужна не только в защите, но и в нападении. Для этого подойдет достаточно простое упражнение.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 4

Условные обозначения:
– центровой игрок;
– тренер;
– передвижение игрока без мяча;
– передача мяча

Тренер с мячом в руках располагается за трехочковой линией по центру, центровой – в центре ограниченной зоны лицом к щиту. По сигналу –удару тренера рукой по мячу – центровой разворачивается на 180° и получает от него мяч, выполняет разворот на 180° и делает бросок в кольцо.
То же, но игрок выполняет удар мячом в пол, разворачивается, делает 2 шага и бросок в кольцо.
То же в другую сторону.
То же с противодействием защитника. В зависимости от того, как играет защитник, центровой принимает решение, как ему поступить.
То же после предварительного обманного движения (финта).
Американский тренер акцентировал внимание собравшихся на том, что важно научить центровых игроков выполнять различные варианты разворотов: лицом и спиной к игроку, с мячом в руках внизу и вверху, после предварительного удара или финта.

Борьба за подбор
Джек Сикма подчеркнул, что, обучая центровых игроков, да и не только их, ловить мяч, который отскочил от щита или кольца, следует напоминать им о необходимости контакта с опекающим игроком, чтобы не отвлекаться на него, а смотреть на мяч. Не менее важно правильно занимать позицию, стараться предугадать возможные варианты отскока; поймав мяч, надо как можно быстрее завершить атаку, а при подборе в обороне – организовывать ответную атаку.
Для этого тренер рекомендует следующие упражнения:
1. И.п. – стоя с мячом в руках лицом к щиту слева от кольца. Выпрыгнуть вверх, коснуться руками щита. Приземлившись, сделать 2 приставных шага вправо, выпрыгнуть вверх, коснуться руками щита справа от кольца.
То же влево.
Выполнить 10 прыжков.
2. И.п. – то же. Бросить мяч в щит, выпрыгнуть вверх, в прыжке поймать мяч одной рукой и, не опускаясь на площадку, выполнить еще один бросок, и т.д. Выполнив 9 бросков в щит, десятым броском направить мяч в кольцо.
То же, стоя справа от щита.
То же, касаясь кольца свободной рукой.
То же, но мяч ловить двумя руками.
3. И.п. – стоя с мячом в руках лицом к кольцу на линии штрафного броска. Бросить мяч в щит, затем выбежать навстречу ему в направлении предполагаемого отскока и постараться поймать мяч в верхней точке его полета. Приземлившись на пол, оценить обстановку и выполнить бросок в кольцо.
4. Тренер располагается слева от кольца, центровой – справа. Тренер бросает мяч в щит с таким расчетом, чтобы он отскочил справа от кольца. Центровой выпрыгивает, ловит мяч в прыжке, и, не опускаясь, бросает его в щит, чтобы он отскочил к тренеру.
То же, но центровой направляет мяч в кольцо с отскоком от щита.
То же, но центровой забивает мяч в кольцо сверху.
5. Центровой игрок располагается в середине ограниченной зоны с поднятыми вверх руками и передвигается приставными шагами от одной боковой линии до другой и обратно. Тренер располагается за лицевой линией и в любой момент может набросить ему мяч (см. рис. 5). Игрок старается поймать мяч в прыжке и, не опускаясь на пол, выполнить бросок в кольцо.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рис. 5

Условные обозначения:
– центровой игрок;
– тренер;
– передвижение игрока без мяча;
– передача мяча

Взаимодействие с другими игроками
Естественно, что противник старается делать все возможное, чтобы противодействовать хорошей игре центровых соперников. Порой двое игроков команды соперника держат их, мешая совершить бросок. Поэтому очень важно суметь вовремя сделать передачу другим игрокам, находящимся в более выгодной позиции. Для обучения этому используется комбинация «крест». Центровой игрок располагается в центре ограниченной зоны, стоя спиной к щиту. Остальные игроки делятся на пары и выстраиваются в колонны лицом к щиту, как показано на рис. 6. У одного из них мяч, который он передает центровому, после чего оба партнера вбегают в ограниченную зону, перекрещивая траектории своего движения. Получив мяч, центровой разворачивается на 180° и принимает решение, как ему завершить комбинацию: выполнить бросок самому или сделать передачу одному из партнеров.

















Рис. 6

Условные обозначения:
– центровой игрок;
– другие игроки команды;
– передвижение игрока без мяча;
– передача мяча

и противодействие другим центровым
Следующий мастер-класс, который проводил Джозеф Вольф, был направлен на совершенствование индивидуальных действий в защите, а именно на то, как играть против центровых соперника. Главное, на что обратил внимание Джозеф при игре в обороне, – нельзя позволить центровому игроку принять мяч в ограниченной зоне. А если это произошло, то нужно стараться всячески противодействовать броску, проходу или передаче со стороны соперника.
Особое внимание американский специалист уделил защитной стойке и расстоянию от защитника до нападающего – оно должно быть равно вытянутой вперед руке, но играть в защите игрок должен обязательно с вытянутой вверх рукой.
Тренер считает, что стойке баскетболиста, которую изучают начинающие игроки, нужно уделять внимание постоянно. Ребята четко следовали его указаниям?), выполняя все движения в защитной стойке на разные обманные движения соперника.
Затем Джозеф перешел непосредственно к объяснению техники защиты против центровых игроков. Тренер подчеркнул, что, противодействуя получению мяча высоким игроком, защитники должны быть более активными на мяче.
Нужно также помнить, что правило 24 секунд выступает в роли шестого игрока команды. Если соперник за это время так и не успеет совершить бросок, то мяч перейдет к защитникам. Поэтому при игре в обороне нужно стараться максимально задержать развитие атаки соперника. При этом в первую очередь нужно задержать передвижение центрового игрока к ограниченной зоне и не дать ему свободно занять позицию. Центровой команды защиты, опекая центрового команды соперника, старается придерживать его рукой под таз. С одной стороны, он оказывает давление на игрока, а с другой – старается не упустить его из-под опеки.
Если центровой все-таки получил мяч в ограниченной зоне или рядом с нею, защитник старается выбить у него мяч, чтобы переключить его внимание.

1