Программа спецкурса по подготовке к ОГЭ по русскому языку


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3 имени Н. Островского г. Черемхово»
муниципальный конкурс программ интенсивных курсов
по подготовке к ГИА по русскому языку и математике
программа
элективного курса
по русскому языку
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Автор: Лохова Екатерина Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Черемхово, 2015г.
Пояснительная записка
Курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его цель – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.
Цель курса - совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи:
-помочь старшеклассникам подготовиться к ГИА, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке;
-дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету
-углубленное изучение отдельных тем курса.
-помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена;
-познакомить ребят с процедурой проведения ГИА по русскому языку;
-научить выпускников правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
Срок реализации программы – 1год
Общая характеристика элективного курса
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Курс «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» рассчитан на учащихся 9 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня.
Поэтому элективный курс является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как, чтобы выполнить экзаменационную работу по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, но и иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ГИА по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Место элективного курса
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
в базисном учебном плане
Данный предмет занимает место в учебном плане (находится в вариативной части учебного плана) и предусматривает изучение русского языка в объеме 34часа (1 час в неделю; 34 учебных недели)
Описание ценностных ориентиров содержания элективного курса
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией
Требования к результатам освоения элективного курса
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ГИА. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ГИА, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.
Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.). Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил).
Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
Содержание элективного курса
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
учащиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
учащиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
учащиеся должны знать:
основные средства выразительности.
учащиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
учащиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
учащиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
учащиеся должны знать:
орфографические правила.
учащиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
учащиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
учащиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
учащиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
учащиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
учащиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
учащиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
учащиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
учащиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Тематическое планирование курса
№ Тема занятия
1 Структура экзаменационной работы по русскому языку и критерии ее оценивания.
2-3 Тема 1. Построение сжатого изложения
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
4-5 Сжатое изложение. Редактирование изложения.
6 Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
7-8 Тема 2. Средства выразительности речи.
Синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.; Словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др. средства языковой выразительности. Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
9-10 Тема 3. Стилистика русского языка.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
11-12 Тема 4. Нормы русской орфографии
Орфограммы в корне.
13 Орфограммы в приставках и суффиксах.
14 Н – нн в различный частях речи.
15 Тема 5. Морфемика и словообразование.
Морфемный и словообразовательный разбор.
16 Тема 6. Морфология.
Морфологические признаки частей речи.
17 Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
18-19 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
20 Характеристика предложений, синтаксический разбор.
21 Вводные слова и обращения.
22 Обособленные определение и приложения.
23 Обособленные обстоятельства.
24-25 Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
26 Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).
27 Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.
28 Классификация грамматических и речевых ошибок.
29 Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.
30 Построение сочинения-рассуждения.
31 Написание и редактирование сочинения 15.1.
32-33 Написание и редактирование сочинения 15.2 и 15.3
34 Итоговое тестирование.
Литература, материалы:
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, АстрельСычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 50 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2015: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/