Комплекс упражнений по предупреждению специфических ошибок на письме (звуки и буквы Ш – Щ)


В настоящее время встречается все больше младших школьников, допускающих ошибки на письме связанных с дисграфией. Несомненно, это может привести к сложностям в овладении грамотой на начальном этапе обучения и далее – в усвоении грамматики русского языка.
Тема данной статьи – «Дифференциация букв Ш – Щ», так как увеличивается количество детей, допускающих такие специфические ошибки. Данная сложность может быть проявлением оптической или акустической дисграфии. Также такие ошибки характерны и для детей-инофонов, для которых русский язык является не родным и научить их дифференцировать данные звуки и буквы сложнее, чем русских детей. Над такими ошибками необходима дополнительная работа. В связи с этим предлагаю систему упражнений по дифференциации Ш – Щ. Они разработаны с учетом общедидактических и специальных принципов обучения.

Фотография 1

Фотография 2
На начальном этапе необходимо провести занятия по уточнению произношения звуков Ш и Щ, закрепить графические образы букв, с привлечением не только слухового и зрительного анализатора, но и тактильного и кинестетического. Каждый звук, буква прорабатываются отдельно, не в сравнении. На этом этапе мы можем:
– Уточнить положение языка – при произнесении Ш – как «чашечка», кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами, Щ – кончик языка опускается вниз.
– Сравнить характеристики звуков. Ш – согласный, всегда твердый, при произнесении имеет ы-образный оттенок. Щ – согласный, всегда мягкий, имеет и-образный оттенок.
– Задействуя другие анализаторы детей можно выкладывать буквы из палочек, лепить их из пластилина, сгибать из проволоки, писать в воздухе пальцем, делать аппликации из кусочков цветной бумаги (синей и зелёной), угадывать на ощупь (разная текстура поверхности букв), использовать песочную терапию, сказать на что похожи эти буквы?
Далее если учащийся плохо различает данные звуки на слух применяем игру «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть, топнуть или поднять нужную карточку, когда услышит заданный звук (например, карточку с синим кружком, когда слышит звук Ш, с зеленым – когда звук Щ). Сначала выделение идет из ряда звуков далеких друг от друга по артикуляции: б, ш, а, в, щ, з, т, ш и др. Затем из ряда звуков близких по артикуляции – с, ш, щ, ж, сь, ч и др. Далее мы берем ряд слогов – ша, са, ма, па, ща… ощ, ыш, ам, ют. Усложняем до слов – шапка, щепка, кошка, лещ и др. В зависимости от уровня ученика можно прорабатывать сначала звуки по отдельности, если есть проблемы со смешением и других схожих звуков, например, С – Ш, Ш – Ж, Ч – Щ. Если сложности только с дифференциацией Ш – Щ то берем их для сравнения сразу вместе.
Далее используем упражнения в зависимости от уровня подготовки ученика, от простого к сложному.
– «Найди домик».Карточки с картинками, в названии которых есть нужные нам звуки, разложить в две стопки (домики).
– Прописать в прописи буквы Ш и Щ.
– Продолжить ряд-последовательность.
Ш, Щ, Ш, Щ…
Ш, Ш, Щ, Ш, Ш, Щ…
Ш, Щ, Щ, Ш…
– Подчеркнуть синим карандашом букву Ш, и зеленым – Щ.
Ш Щ Ш Ш Щ Ш
Ш Ш Щ Щ Ш Щ
или другой вариант:
Ш И Ц Щ Ц
И Ц Щ Ш Щ

Фотография 3
– Какие буквы заштрихованы?

Рисунок 1
– Записать буквы Ш – Щ под диктовку.
Сначала буквы, затем слоги. Тут же закрепляем правило ЖИ – ШИ, пиши с И, ЧА – ЩА с А, ЧУ – ЩУ с У.
– Вставить букву Ш или Щ в слова.
Пи__а, слы__у, __ука, __утка, __енок, про__ение, уго__ение, ка__тан, пу__ка, пу__инка, гу__а, помо__ь, мы__ь, камы__ь, __уба, __апка, ле__, ка__а, кры__а, та__у, уго__у, про__ение, у__и, ве__и, кле__и, __еки, __елк, __ебет, __ербет, __ум, ма__ина, __ахтёр, __ахта, гон__ик, болель__ик, пло__адь, малы__.

Фотография 4
– Дописать слоги ша или ща к данным слогам, чтобы получилось слово.
Соедини слоги линиями, чтобы получились слова.

Рисунок 2

Фотография 5
– Ребусы по первой букве.
Впиши первые буквы названий предметов и отгадай слово.

Рисунок 3

Рисунок 4

Фотография 6
– Чтение слов. Сначала с буквой Ш, затем с буквой Щ и потом чтение слов парами.
Каша – роща
калоши – клещи
уши – овощи
душ – плющ
шапка – щепка
шип – щит
– Звукобуквенный и слоговой анализ слов. Например, щетка и шапка, чаша и чаща, щит и шип, пища и пишу. Рисуется схема слов и показывается разница. Можно дать задание придумать словосочетания или предложения с этими словами.
– К словам из первого столбика подбери подходящие по смыслу слова из второго столбика.
Пушистый щенок
летающий шарик
мяукающая кошка
большие щепки
сушеные лещи
плачущий малыш
мчащаяся машина
– Работа со скороговорками и стихами. Можно их учить или в тексте подчеркивать заданные буквы.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь – не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
 
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
 
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
 
Вот детишки Маша, Миша.
Маша меньше, Миша выше.
Миша Маше что-то пишет.
Отгадай, что пишет Миша.
 
На щечках у Ванюшки вышли конопушки. Рыженькие точки облепили щечки.
 
– Запиши слова в два столбика (Ш – Щ).
Машина, шиповник, щавель, гонщик, помощь, чаща, роща, кувшинка, щетка, щегол, тишина, малыш, шина, пища, защита, щека, шёлк, мышеловка, голосище, пешка, шашка, вещи, сварщик, машинист, шишка, пушка, ящик, клещи.
– Работа с предложениями.
– Подчеркнуть в предложениях буквы Ш – синим карандашом и Щ – зеленым;
– вставить пропущенные буквы;
– зашифровать предложения (выписать только звуки Ш и Щ, например: Маша пошла за щеткой = Ш ш щ).
Маша пошла за щеткой.
Щегол сидит на лещине.
В корзинку помещается много шишек.
Щенок шел не спеша.
Для ремонта крыши нам нужны клещи.
Маша кушала кашу и борщ.
Даша читала сказку про щуку.
Наши овощи хороши.
В нашей речке есть лещи и ерши.
– Работа с текстами. Здесь возможны разные варианты:
– подчеркивать заданные буквы;
– вставлять буквы Ш или Щ;
– находить и исправлять ошибки;
– списывание текста;
– написать слуховой диктант.
Щенок
Саша и Миша товарищи. Однажды они шли из школы и по дороге нашли щенка. Он был тощий и шустрый. Миша взял щенка домой. Мальчишки играли со щенком. Теперь его зовут Шарик.
Рыбалка
Паша с дедушкой пошел на рыбалку. Пришлось долго ждать клева. Паша поймал шесть ершей, а дедушке еще попалась щука. На ужин бабушка пожарила улов. Хороша рыбка!
Урожай
Пришла пора собирать урожай. Наташа собирает груши. Дедушка копает картошку. Бабушка собирает остальные овощи. А Миша собирает каштаны и жёлуди для поделок. Хороший урожай!
Работа над различением данных звуков займет не одно занятие и потребует подготовки от учителя. Данный материал могут использовать логопеды школ, а также учителя начальных классов или русского языка, для сокращения специфических ошибок на письме у своих учеников.