Программа объединения Юный журналист

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области"






РАССМОТРЕНО
на методическом совете
МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области"
Протокол №1 от _____2016
СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области"
Протокол №1 от _____2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области"
________О.Н.Чернышова
Приказ №_ от _____2016









Дополнительная общеобразовательная программа объединения
"Юный корреспондент"

"Серебряное перо"
























Ершов, 2016

Пояснительная записка
В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль, играют средства массовой информации. Они не только становятся "окном в мир" для обучающихся, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности; как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная задача образовательного процесса- социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.
Дополнительная общеобразовательная программа "Серебряное перо" разработана в соответствии с "Законом об образовании в РФ"(№273-ФЗ от 29.12.2012года), Концепцией развития дополнительного образования детей и с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"(приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008).
В основе дополнительной общеобразовательной программы "Серебряное перо" лежит дополнительная образовательная программа "Серебряное перо", утвержденная протоколом №1 педагогического совета от 04.09.2014г., и программа, утвержденная протоколом №1 педагогического совета от 05.09.2015г.
Дополнительная общеобразовательная программа "Серебряное перо" объединения "Юный корреспондент" носит социально-педагогическую направленность.
Новизна заключается в том, что изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем.
Актуальность программы связана с решением блока задач образовательного учреждения, в т.ч. социально-творческого развития личности, социализации и личностного становления обучающихся в условиях современной разобщенности детей и взрослых.
Пресса, выпускаемая членами объединения, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении; включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного курса обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа "Серебряное перо" ориентирована на то, чтобы обучающиеся пробовали себя в роли корреспондентов и журналистов. Занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением( родителями, педагогами).
Педагогическая целесообразность заключается в том, что творческая среда объединения способствует эффективному развитию детей с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью. Юные корреспонденты учатся работать коллективно, решать вопросы с учетом интересов окружающих людей, контактировать с разными людьми, помогать друг другу, оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контроля над собой, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми.
Цель создания программы состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, получить глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, умения и практические навыки, развивающие личность, ее познавательные и созидательные способности.
Задачи программы:
обучающие:
знакомство с принципами журналистской деятельности;
изучение основ социологии и журналистики;
формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;
формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.
воспитывающие:
формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
привитие культуры общения с миром СМИ;
пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистики как виду деятельности;
формирование потребности в постоянном повышении информированности.
развивающие:
развитие творческих способностей, индивидуального мышления;
осознание важности приобретения обучающимися навыков общения через взаимодействие в группе;
создание оптимальных условий для развития нравственного, творческого потенциала ребенка через приобщение к журналистике.
Отличительная особенность программы заключается в обучении основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты. В программе предусмотрена разновидность групповой технологии, в частности технология работы с разновозрастной группой.
Возраст обучающихся.
Программа "Серебряное перо" рассчитана на обучающихся 7-10 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, о ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам(литература, русский язык, история, обществознание). Обучающиеся посещают занятия 1раз в неделю, продолжительность занятия 2 часа, включая перемену и физминутки.
Образовательная программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: учебное занятие, тестирование, ситуативные тренинги, дискуссии, групповая, парная, индивидуальная работа, практика, подготовка статей для публикации в газетах, экскурсия, чтение и обсуждение статей из газет, обсуждение материалов, написание отзывов, выпуск газет в электронном и печатном виде.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы "Серебряное перо"- 1 год
Ожидаемые результаты:
В конце обучения обучающиеся по программе "Серебряное перо" должны:
уметь быстро ориентироваться при работе со вспомогательной литературой;
владеть культурой речи;
применять на практике полученные знания и умения;
уметь анализировать дизайн и содержание газеты;
уметь создавать творческую работу в различных жанровых формах;
быть коммуникабельным.
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства;
осознание себя успешным журналистом, самодостаточным человеком;
способность вступать в коммуникативные отношения;
уважительное отношение к мнению окружающих;
способность в адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также метапредметными связями с литературой, русским языком, информатикой отражают:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
продуктивное сотрудничество(общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: входной, промежуточный и итоговый мониторинги, а также самостоятельные работы в различных жанрах журналистики, семинары- практикумы по изученной теме, творческие конкурсы, публикации. Основная форма итогового контроля - выпуск номеров газ
·еты "Родничок".

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы "Серебряное перо"

Перечень разделов и тем
Количество часов



общее
теория
практика

Вводная часть-2часа

1
Вводное занятие. Журналистика- вид творчества
2
1
1

Всего:
2
1
1

Газета как одна из форм средств массовой информации-14часов

1
Введение в журналистику. Что такое массовая коммуникация. Роль СМИ в обществе.
1
1
-

2
Основные каналы СМИ.
1
-
1

3
Журналистская этика
1
-
1

4
Школьная газета в мире больших изданий.
1
1
-

5
Основные функции школьной газеты.
1
-
1

6
Школьная редакция.
1
1
-

7
Газета районной детской организации "Родник".
1
-
1

8
Планирование работы редакции газеты "Родничок"
2
1
1

9
Концепции, задачи и цели газеты "Родничок"
1
1
-

10
Основная группа читателей школьной газеты.
1
1
-

11
Планирование номера. Основное содержание, постоянная структура номера, рубрики.
3
1
2

Всего:
14
7
7

Дизайн газеты-12 часов

1
Особенности газетного дизайна и его инструментарий, элементы полосы(страницы)
4
1
3

2
Текст.
4
1
3

3
Дизайн газеты "Родничок"
4
2
2

Всего:
12
4
8

Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры газеты-12часов

1
Публицистический стиль
3
1
2

2
Журналистский текст.
5
2
3

3
Жанры.
4
2
2

Всего:
12
5
7

Культура речи- 9 часов

1
Правила произношения слов и звукосочетаний
3
1
2

2
Правила построения словосочетаний и предложений
2
1
1

3
Нормы речи(орфоэпические, грамматические, морфологические, синтаксические)
4
1
3

Всего:
9
3
6

Грамматика-9 часов

1
Орфография
3
1
2

2
Фразеология
1
-
1

3
Идиомы
1
-
1

4
Синтаксис и пунктуация
4
1
3

Всего:
9
2
7

Выпуск газеты- 16 часов

1
Выпуск газеты на основе созданного материала
16
4
12

Всего:
16
4
12

Внеаудиторная деятельность-8 часов

1
Тренинговые занятия для юных корреспондентов "Научись общаться"
1
-
1

2
Выпуск газеты
7
3
4

Всего:
8
3
5

Всего часов по программе:
82
29
53



Содержание дополнительной общеобразовательной программы "Серебряное перо"

Тема: Газета как одна из форм средств массовой информации.
Теория:
Сообщение информации как главная функция журналистики. Многообразие ролей СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная. Журналистика и научно-технический прогресс. общая характеристика основных каналов распространения информации: газеты, журналы, радио, телевидение, интернет. Газета как старейшая форма СМИ. Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы журналиста. Специфика школьной прессы как вида массмедиа. Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная. Миссия, цели и задачи газет образовательных организаций. Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты. Основные группы читателей, их ожидания и мотивировка обращения к подобной прессе. Основные принципы формирования целевой аудитории. Основные вопросы, формирующие программу издания. Школьная редакция. Состав редакции: редактор, ответственный секретарь, корреспонденты, фотокорреспонденты, обозреватели, корректоры. Специфика организации работы. Структура и основные принципы взаимодействия, инструменты управления творческим коллективом.
Практика:
Разработка концепции издания, как один из главных этапов создания школьной газеты. "Редакционный" портфель и "запасные" игроки. Ошибки начинающих редакторов.
Тема: Дизайн школьной газеты.
Теория.
Современные принципы оформления газет. Элементы полосы. Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению. Текст. Фото, принцип отбора.
Практика.
Оформление разных типов текста. Фото, иллюстрирование, подпись под фото. Индивидуальные занятия по дизайну газеты "Родничок".
Тема: Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты.
Теория.
Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту. Понятие творчества. Журналистский текст, его особенности. Требование оперативности, объективности. Творческая индивидуальность и коллектив. Жанры.
Практика.
Технология написания текста: тема и основная мысль, сбор информации, ее обработка, план текста, работа с черновиком, редактирование собственного материала, приемы создания текста публицистического стиля, обязательные элементы журналистского текста. Определение особенностей жанров: зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк.
Тема: Культура речи.
Теория.
Правила логического чтения и мышления. Развитие наблюдательности.
Практика.
Правила построения словосочетаний и предложений. Нормы речи(орфоэпические, грамматические, морфологические, синтаксические)
Тема: Грамматика
Теория.
Орфографические и синтаксические правила русского языка.
Практика.
Применение знаний, полученных на занятиях. Развитие логического мышления. Расширение словарного запаса. Отработка норм правописания. Знакомство с заимствованными словами. Разбор грамматических упражнений.
Тема: Выпуск газеты
Теория.
План номера: функции, основные содержательные элементы. Постоянная структура номера.
Практика.
Принципы планирования работы редакции. Планирование спецпроектов. Работа над выпуском газеты.
Внеаудиторная деятельность
Теория.
Правила построения передовиц, основные принципы отбора материала.
Практика.
Беседы: "Я в коллективе", "Научись общаться", "Как взять интервью". Тренинг на сплочение коллектива.. Планирование, выпуск номеров газеты "Родничок".





Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы "Серебряное перо"
Реализация программы предполагает различные формы занятий, которые зависят от уровня подготовленности детей, содержания тем: обсуждения, ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии, беседы и т. д. В ходе занятий используются технические средства: мультимедийный проектор, фото и видеокамера, диктофон.
Название раздела
Форма занятий
Приемы и методы учебно-воспитательного процесса
Форма подведения итогов по темам

Вводная часть.
обсуждение
беседа
анкетирование

Газета как одна из форм средств массовой информации
Анализ и обсуждение
Ролевая игра
зачет

Дизайн школьной газеты
Рассказ, объяснение
дискуссия
Презентация, выпуск очередного номера

Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты.
Лекция, занятие-тренинг
Беседа, мозговой штурм
тестирование

Культура речи
Лекция, тренинг
Обсуждение, диалог
Тестирование

Грамматика
Лекция, обсуждение
обсуждение
анкетирование

Выпуск газеты
Лекция, обсуждение
Беседа, обсуждение, диагностирование
зачет

В ходе занятий используется методический и дидактический материал: дидактические игры- "Три газеты", "Стоп-кадр", "Письмо в редакцию", "Живая речь", "Время", "Фраза-картинка", "Жесты и мимика", "Ассоциации"; методические разработки- "Школа юного журналиста", "Юный корреспондент", методическая разработка сценария деловой игры "Редакция", разнообразный раздаточный материал, бланки для тестирования и анкетирования.
Материально-техническое обеспечение программы.
Кабинет на 10 рабочих мест, светлое, сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам, стол педагога, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, фото и видеокамера, диктофон.

Список литературы
Для педагогов:
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А., Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw12, Illustrator CS. Трюки и эффекты(+СВ).- СПб.: Питер, 2004
Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997
Елена Вовк. "Школьная газета и издательские технологии в школе"/Вкладка в "БШ" №13,15,16, 2004
Закон РФ "О средствах массовой информации".
Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия. М., 1993
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
Методы журналистского творчества. Под ред. Горохова В.М.. М., 1982.
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. М., Галерея, 2002
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., Изд-во МГУ, 1995.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Для обучающихся:
Толковые словари русского языка(Даля, Ожегова)
Словарь иностранных слов.
Издания периодической печати.
Возраст детей-14-17лет
Срок реализации-1 год
Тип программы- модифицированная
Программа разработана
Пятченко Ольгой Александровной, педагогом дополнительного образования,
модифицирована Чаленко Верой Глебовной, педагогом дополнительного образования



15