НОД по теме: «Ратный подвиг. Защитник Отечества. Кто он?» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)


Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 36 «Сказка»
НОД по теме:
«Ратный подвиг. Защитник Отечества. Кто он?»
для воспитанников подготовительной группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Подготовила
воспитатель
подготовительной группы
Беговатова Н. П.
21 ноября, 2016г.
 
 
 
 
 
 
 
Цель: приобщение детей к истории России.
Образовательные задачи:
способствовать формированию знаний о святом покровителе православных воинов;
способствовать развитию духовно – православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга;
способствовать формированию интереса и чувства уважения к славной жизни наших предков;
тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции (сравнение, обобщение, аналогия);
развивать память, речь, логическое мышление, воображение, фантазию, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Оборудование: презентация в программе Power Point, русские народные костюмы (по количеству участников), георгиевская ленточка, безопасные заколочные булавки, книга «Святая Русь»
Предварительная работа:
Рассматривание картин с природой.
Беседа об истории нашей Родины (Святая Русь)
Средства:
Хрестоматия «Добрый мир» книга 3, наглядные материалы «Икона Георгия Победоносца», музыкальные материалы «Добрый мир».
Темы хрестоматии № 3 в рамках которых выполнена методическая работа:
Занятие 17. Родина.
1. Тема «Святая Русь».
2. Тема «Почему люди защищают свою Родину?»
3. Тема «Защитники Руси» (Стр. 119-121 Методического пособия «Добрый мир»).

Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию
- Добрый день, мои хорошие!
- А ваш день сегодня добрый? Почему? (Ответы детей)
- Да, с таким солнечным и радостным настроением неплохо бы прогуляться. Вы как считаете, ребята? (Ответы детей)
- Ребята, у меня идея!!! Давайте отправимся в путешествие по нашей необъятной стране!!! А как называется наша страна? (Россия)
Слайд 1 (Приложение 1)
- Да, мы с вами живем в стране, у которой удивительное красивое имя Россия.
За ясные зори, умытые россами.
За русское поле с колосьями рослыми
За реки разливные в пламени синем
Тебя по – славянски назвали Россиею.
- Ну что, в путь, друзья мои! Да, забыла уточнить, на чём бы вам хотелось отправиться в путешествие? (Ответы детей)
- Да, я согласна с вами, ребята, путешествовать на самолёте и теплоходе очень увлекательно. Но у меня есть грандиозное предложение!!! Давайте совершим путешествие во времени!!! Какой вид транспорта для этого потребуется? (Ответы детей)
- Ну что, ребята, вы хотите отправиться в прошлое?
- А сможете справиться с трудностями, которые могут возникнуть во время нашего похода?
- Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.
Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить? (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое)

«Полёт на машине времени» (Приложение 2)
Дети и воспитатель проходят в импровизированную «машину времени»
2.Актуализация знаний
Дети и воспитатель выходят из «машины времени» в русских народных костюмах и оказываются в берёзовой роще (Приложение 3)
- Ребята, куда же мы попали?
Слайд 2 (Приложение 1)
- Посмотрите, виден домик бревенчатый сквозь деревья.
Слайд 3 (Приложение 1)
- Храм деревянный на холме.
- Как вы думаете, где мы оказались? (Ответы детей)
- Да, это же Русь!!! Так наша страна много-много лет назад. Давайте присядем на полянке и вспомним, как жили люди в нашей стране в те давние времена.
Дети садятся на пеньки полукругом перед экраном.
Слайд 4 (Приложение 1)
Ребёнок: Древние предания рассказывают: много лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» – это славный, достойный, красивый и храбрый народ.
Слайд 5 (Приложение 1)
Ребёнок: Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю. Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша». Славяне были нашими предками.
– Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).
Слайд 6 (Приложение 1)
Ребёнок: Свои жилища славяне строили на холмах, окружали крепостью. 
- Как вы думаете, для чего свои жилища наши предки обносили крепостью? (защищаться от врагов)
Ребёнок: Действительно, в давние времена у славян было много врагов. Они нападали, опустошали наши земли и разоряли жилища.
Слайд 7 (Приложение 1)
Ребёнок: Богатыри русские и простой народ смело защищали свои поселения. Поселений было много и защитников нужно было много. 
– Как называлось древне-русское войско? (Рать) Следовательно, воинский подвиг, в в те давние времена называли…(Ратный подвиг)
3. Основная часть
1)Святой покровитель православных воинов.
– Кто такие защитники Отечества? (те, кто не жалея своей жизни отстаивает свободу, независимость, веру своей страны)
– Всегда ли оставались живыми защитники Отечества? (Нет)
– Что такое жертвенная любовь? ( Многие из защитников, святых людей жертвовали собой, то есть отдавали свою жизнь во имя любви к Богу, во имя защиты Родины; оказывали постоянную духовную помощь, воины проявили жертвенную любовь за православную Русь, отдали свои жизни, не думая о славе, наградах; т.д.).
Слайд 8 (Приложение 1)
- Ребята, в православном календаре на каждый день года, приходится память какого – либо из святых. В начале декабря (9 числа) отмечается память святого покровителя православных воинов. Сегодня мы поговорим о человеке, в чьем имени главное слово – победа. Это наиболее почитаемый святой Православной церкви. Рассмотрите внимательно лик этого святого. Вы можете сказать, кто это? (Ответы детей)
- Кто же нам может помочь? (Ответы детей)
- Посмотрите, ребята, кто там показался вдали? Белые одежды, седая борода, гусли в руках… Это же СКАЗИТЕЛЬ! Вот кто нам сможет рассказать о покровителе православных воинов.
С:- Христос посреди нас
- Есть и будет (приветствие с поклоном)
С: Расскажу я вам про дела старые
Да про старые, да про бывалые …
Имя этого воина - Георгий Победоносец. Жил он очень давно, в далёкой южной стране, где правил царь Диоклетиан. Царь был язычник. Язычники верили во множество разных богов. Они ставили этим богам деревянных или каменных идолов и поклонялись им.
Язычники не верили в Христа и хотели заставить христиан отказаться от своей веры. Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам. Георгий был мужественным воином. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах, в итоге и он был казнен.
Православная церковь, чтит великомученика святого Георгия и считает его небесным помощником всех слабых, попавших в беду и покровителем православных воинов.
Слайд 9 (Приложение 1)
Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом на белом коне с копьём, убивающим дракона.
Об этом продолжение моего сказания… (Приложение 4)
С: За славные подвиги и победы было дано имя Святому Георгию - Победоносец
- Благодарим тебя, Старче.
С: Ребята, будьте такими же смелыми, помогайте слабым, защищайте свою Родину.
На прощание я хочу вам подарить вот эту книгу. Прочитав ее, вы узнаете о Святых земли русской.
- Прощай, Старче, нам пора возвращаться.
- Чтобы вернуться в наше время, нам необходимо опять повернуть стрелки часов.
Напомните мне, пожалуйста, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Вперёд, потому, что мы возвращаемся в наше время)
Дети и воспитатель проходят в импровизированную «машину времени»
2) День героев Отечества (9 декабря)
- Вот мы и дома. Ребята, а вы знаете, что 9 декабря, в день святого Великомученика и Победоносца Георгия Россия отмечает День героев Отечества.
Слайд 10 (Приложение 1)
- В большом кремлевском дворце есть зал – Героев, Георгиевский зал, где вручаются самые высшие награды страны. Орден Святого Георгия — высшая воинская награда Российской Федерации.
Слайд 11 (Приложение 1)
- Орденом награждаются старшие и высшие офицеры за проведение боевых операций по защите Отечества. Перед вами герои, которые награждены этим орденом.
- Орден Святого Георгия украшен лентой. Как она называется?
Слайд 12 (Приложение 1)
- Да, ребята, это георгиевская ленточка, которая является символом воинской доблести, мужества и героизма защитников Отечества. Какое значение имеют цвета георгиевской ленты? (оранжевый – огонь, чёрный - дым)
- Ребята, я предлагаю вам оформить наши георгиевские ленточки (работа по схеме)
Слайд 13 (Приложение 1)
Работа в парах
Итог занятия
Слайд 14 (Приложение 1)
- Где вы сегодня побывали? С кем повстречались?
- О ком поведал нам старец-сказитель?
- Кто такие Защитники Отечества? Какими нужно быть, чтобы стать Защитниками Отечества?
И мы с вами должны, ребята, защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.