Презентация на тему: Стили общения педагога в дошкольном образовательном учреждении.


Стиль педагогического общения педагога в ДОУ Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников. Модели общения взрослого с ребенком Учебно-дисциплинарная модель общенияМодель «Невмешательства» в жизнь ребенкаЛичностно-ориентированная модель взаимодействия Учебно-дисциплинарная модель общения Основной целью этой модели выступает стремление вооружить ребенка знаниями, умениями и навыками(копетенциями). Ребенок в данном случае является объектом воздействия взрослого. Активность педагога преобладает над активностью ребенка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерные способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание. Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны субъект-объектные связи. Взаимоотношения, построенные на таких связях, называют тоталитарными, при этом личность педагога является наиболее значимой, ребенку же отводится пассивная роль. Он выступает в качестве объекта приложения педагогических воздействий, поэтому и находится в подчиненном положении (обязан, должен). Основное противоречие в общении преодолевается путем явного или неявного принуждения. Модель «невмешательства» в жизнь ребенка При такой модели взаимодействия для педагога характерна отстраненность от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое». Педагог проявляет по отношению к детям безразличие, равнодушие, раздраженное неприятие. Ребенку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остается наедине со своими трудностями. Тактика общения здесь такова: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе». Личностная позиция педагога – избегать ответственности. Ребенок воспринимается им как обуза, досадная помеха в решении собственных проблем.Модели «невмешательства» в жизнь ребенка соответствуют объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребенок, пассивная роль отводится взрослому. В данном случае задача взрослого это приспосабливаться к желаниям ребенка, т. е. создаются условия и предпосылки для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семейного воспитания. Личностно-ориентированная модель взаимодействия Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитатель не подгоняет развитие детей под определенные стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учетом индивидуальных особенностей. Ребенку предоставляется определенная самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений и навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности. Авторитарный стиль педагогического общенияПедагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям. Либерально- попустительский стиль педагогического общенияХарактеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. Демократический стиль педагогического общения Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского сада. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положительная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с высоким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспитание такого стиля это одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения. Ключ для обработки ответов воспитателей Варианты ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10a 2 3 2 2 3 1 2 3 1 2b 3 1 3 1 2 2 3 1 2 1c 1 2 1 3 1 3 1 2 3 3 25-30 баллов – предпочтение демократического стиля; 20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю; 10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.