Выступление на РМО учителей технологии Использование цифровых программ в обучении технологии






Выступление на районном методическом объединении


по теме: Использование цифровых программ в обучении технологии.








Выполнила: Фролова Ирина Александровна
учитель технологии МБОУ «Татариновская СОШ»




XXI век – век высоких компьютерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения современных технологий. Использование цифровых программ – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая уровнем развития образования. Цифровые программы сегодня выступают как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей, представляют собой мощный инструмент мотивации, развития личности ученика.
Предмет «Технология» - это один из тех предметов, которые позволяют соединять современную технику и процесс обучения. Применение цифровых программ на уроках обслуживающего труда даёт возможность учителю:
Организовать активное информационное взаимодействие между участниками учебного процесса.
Обеспечить широкую вариативность обучения.
Визуализировать учебный материал и т.д.
Использование цифровых программ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета. Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения. Для меня, как и для многих учителей, актуален вопрос: как эффективно учить школьников и рационально использовать время урока? Какие технологии использовать в обучении?
Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Народная мудрость гласит « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками - писал А.Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Поэтому задача учителя – не давать обучающимся знания в готовом виде, а научить самостоятельно добывать их, анализировать, систематизировать информацию, обобщать, перерабатывать, фиксировать в виде, конспектов, схем, выделять главное, решать проблемные задачи. Главная задача на уроке - вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься.
На своих уроках я иногда использую различные мультимедийные презентации, которые помогают решить проблему аудиовизуального обеспечения урока и являются эффективными средствами обучения. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. При этом компьютер не заменяет меня как учителя, а только дополняет.
Мультимедиа (многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия).
Поскольку современное содержание образования требует от учителя использования на уроках новых методов работы, новых форм представления учебного материала, были разработаны мультимедийные уроки – «уроки – презентации».
В этой связи в преподавании технологии, с одной стороны, мы обеспечиваем компетентностно - ориентированные результаты образовательного процесса, а именно:
стимулируем развитие метапредметного умения учащихся работать с таким наглядным материалом, который способствует комплексному восприятию и лучшему его запоминанию;
с другой стороны, позволяем учителю быстро реагировать на изменение образовательных условий, оперативно и образно воспроизводить иллюстративный материал, что, безусловно, повышает эффективность процесса преподавания предмета.
В целом же всё это направлено на развитие мотивации и познавательного интереса учащихся к предмету технология.
Преимущества «урока - презентации»:
1.Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно заметили, что современные дети информационного общества, - это дети экранной информации.
Информация экрана монитора, проектора, телевизора, воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация.
2.Усиливается обучающий эффект средствами мультимедиа. Мы можем использовать не только наглядность, но и анимацию, видеоизображение, звук, чтобы изучаемый материал стал более доступным, учебный процесс стал более комфортным.
3.Увеличивается плотность урока, в среднем на 30%. Это достигается за счёт рациональной организации рабочего времени учителя. Заранее подготовленная информация может появляться в нужный момент в удобном для учителя и ученика режиме.
4.Увеличивается объём информации на уроке. Сэкономленное время может быть использовано на практическую работу на уроке или закрепление учебного материала.
5.Открывается возможность управлять учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, использовать дифференцированный подход в обучении. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объёме. Диалог и визуальный контакт с классом не прерывается.
6.Используются новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируются самостоятельность, творческая деятельность учащихся.
7.Меняется эстетика урока. Урок становится более красочным, интересным.
8.Появляется возможность тиражирования урока. Такие уроки могут использоваться учителем при обобщении опыта работы, а учащимися для повторения пройденного материала не только по учебнику, но и используя мультимедийное сопровождение, сделанное учителем.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ, и в этом огромную помощь при проведении уроков и подготовки к ним, дают различные энциклопедии. Для учащихся хорошо использовать кулинарные энциклопедии, где процесс приготовления становится интересным, легким и доступным. При изучении темы «Прически, уход за волосами» - можно совершить путешествие в музей причесок различных эпох, при изучении темы «Мода, стиль, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии моды, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, побывать на показе мод известных Домов Моды, визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и в таких темах как «Вязание», «Вышивка», где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, с основными видами декоративно-прикладного творчества с помощью виртуальной экскурсии по залам Музеев, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей, как творческий проект презентацией. На уроках, посвященных изучению такой интереснейшей для девочек темы «Гигиена девушки. Косметика», эффективно использование программы «Виртуальный стилист», «Мода и стиль». Проверить свои знания можно на различных тренажерах, где представлены вопросы в виде тестов по темам. Видео уроки помогают ознакомиться с шедеврами кулинарного искусства и декоративно-прикладного творчества. При помощи редактора Paint можно редактировать изображение, иллюстрировать дидактические материалы, составлять схему вышивки, вязания, бисероплетения, создавать эскиз орнамента для ткани, ковров, обоев; разработать и начертить план насаждений на пришкольном участке; выбрать цветовое решение помещений, вариант расстановки мебели, создавать фрагменты лоскутных изделий и т.д. На рынке современных программных средств имеются различные компьютерные справочники моделей одежды, энциклопедии моды и каталоги рисунков для вышивки, они содержат большой объем информации и помогают при поиске разных объектов (чертежей, рисунков, моделей одежды). Это расширяет возможности использования компьютерной техники на уроках в школе или дома. Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwеr Рaint, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.
Опыт применения электронных презентаций показывает, что повышается качество урока и более рационально используется время. Компьютерные презентации – это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания урока, от цели, которая ставится на уроке, и могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя.
4. Для контроля учащихся.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 215