Интерактивное занятие с элементами тренинга Все в твоих руках

Интерактивное занятие с элементами тренинга
«Всё в твоих руках»

для учащихся 8-10 классов.

Цель: повышение уровня информированности по проблеме распространения и профилактики ВИЧ/СПИД.
Задачи:
выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
систематизировать представления учащихся о ВИЧ-инфекции;
познакомить учащихся с гипотезами возникновения, дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, о безопасном поведении;
формировать у учащихся личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Оборудование:
бейджи по количеству участников занятия.
видеоролик "Общие сведения о ВИЧ-инфекции".
листы с надписями «высокий риск», «низкий риск», «нет риска».
листы А4 со спорными утверждениями.
листы с надписью «Согласен», «Не согласен».
листы А2 для записи ответов детей.
фломастеры.
презентация.

Введение. Знакомство. Оценка уровня информированности.
Мы рады видеть вас здесь. Сегодня мы будем работать с вами по проблеме «Профилактика ВИЧ/СПИД». Наше занятие называется "Все в твоих руках".
В начале занятия предлагаю вам карточки для написания своего имени (или бейджи). Каждый пишет свое имя на карточке. Далее, по кругу, участник называет свое имя и говорит несколько слов о том, что он знает о ВИЧ и СПИДе.

Основная часть. Актуализация проблемы.
Для систематизации имеющихся знаний участникам предлагается для просмотра видеоролик по ВИЧ/СПИД "Общие сведения о ВИЧ-инфекции".
Просмотр разделов:
- «ВИЧ и СПИД».
- «История и гипотезы».

После просмотра данных разделов видеоролика для актуализации проблемы обучающимся предоставляются статистические данные по эпидситуации в стране.

Участников подводят к тому, что для Российской Федерации, как и для многих других стран, проблема ВИЧ/СПИД не теряет своей актуальности: на учёте значатся тысячи инфицированных и сотни больных СПИДом. До сих пор не найдено лекарство от ВИЧ. Таким образом, ВИЧ-инфекция остаётся заболеванием, неподдающимся радикальному лечению.
Сегодня ВИЧ – это объективная реальность, игнорировать которую просто невозможно. Однако реальность не так безнадёжна. Существует способ, защищающий от ВИЧ: предупреждение заболевания. Однако, чтобы предупредить, необходимо знать, каким образом передается ВИЧ-инфекция и каким не передается. Для получения такой информации предлагаю продолжить просмотр видеоролика.
Просмотр раздела:
«Пути передачи ВИЧ».

Игра «Рукопожатие»
Цель: Наглядно продемонстрировать школьникам возможную скорость распространения ВИЧ-инфекции.
Ведущий предлагает всем участникам тренинга встать и поздороваться за руку с тремя людьми из аудитории, которые ему наиболее симпатичны. Все ходят, здороваются. По хлопку игра останавливается. Ведущий просит встать перед ним одного из участников игры. В следующую линию за ним пусть станут те, кто здоровался с первым участником. В третью линию пусть станут те, кто здоровался с предыдущими участниками игры и т.д., пока не выстроятся все участники тренинга.
А теперь представьте, что первый участник – ВИЧ-положительный и он имел незащищённые половые отношения с тремя партнёрами, с которыми поздоровался. Вот так невзначай, в дружеской обстановке и происходит заражение ВИЧ. Люди встречаются, веселятся, проводят вместе время, любят друг друга и часто не задумываются о том, что кто-то из них может быть инфицирован. Посмотрите, с какой скоростью, в геометрической прогрессии может распространяться этот вирус.
Я надеюсь, никто из вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой и закончилось вместе с игрой.

Упражнение «Степень риска» (10 мин.)
Материалы: три листа А4 с надписями: «высокий риск», «низкий риск», «нет риска» и карточки с утверждениями..
Каждому участнику дается карточка, которую необходимо разложить рядом с листами «высокий риск», «низкий риск», «нет риска», исходя из степени риска описанных на карточках ситуаций. Например, если участник считает, что ситуация, описанная на карточке, связана с высоким риском заражения ВИЧ, то ее необходимо положить рядом с карточкой «высокий риск».
После того, как все карточки участниками будут разложены, ведущий зачитывает все утверждения, начиная с «высокого риска». Зачитывая каждое утверждение, подробно оговаривается, почему данная ситуация или путь передачи относится к «высокому риску». Если участники отнесли какую-либо карточку к «высокому риску» ошибочно, ведущим необходимо переложить ее к соответствующей степени риска, подробно объяснив, почему.
В конце упражнения делается общий вывод.

Степень риска для заражения ВИЧ
Высокий риск
Низкий риск
Риска нет

Поцелуй и щёку


+

Глубокий поцелуй


+


Пользование общей посудой


+

Пользование общим туалетом


+

Кашель, чихание


+

Плавание в бассейне


+

Нанесение татуировки не стерильными инструментами
+



Нанесение татуировки стерильными инструментами


+

Прокалывание ушей нестерильными инструментами
+



Совместное использование шприцов и игл
+



Переливание непроверенной крови
+



Укусы насекомых (комаров, клопов)


+

Незащищенный (т.е. без использования презерватива) сексуальный контакт
+



Употребление пищи, приготовленной ВИЧ инфицированным человеком


+

Половой акт с потребителем наркотиков
+



Уход за больным СПИДом



+

Объятия с больным СПИДом


+

Инъекционное введение наркотиков
+



При оказании первой медицинской помощи

+


При езде в переполненном транспорте, если рядом находится инфицированный ВИЧ или больной СПИДом человек


+

Гомосексуальные связи
+



Проживание в одной комнате с больным СПИДом


+

Множественные половые связи
+



При пользовании одеждой ВИЧ инфицированного человека.


+

Меры профилактики ВИЧ-инфекции.
«Теперь, когда мы знаем о том, как передается и как не передается ВИЧ-инфекция, давайте подумаем о том, как вести себя, чтобы избежать инфицирования ВИЧ.
Вы можете предлагать любые свои идеи на тему «Как нужно вести себя, чтобы избежать инфицирования ВИЧ», и при этом нельзя обсуждать предложенные идеи в процессе. Наша задача – собрать как можно больше вариантов и только потом проанализировать, что из названного подходит больше всего».
Ведущий записывает на листе А2 вопрос и предлагает участникам озвучивать свои ответы. Ведущий записывает все варианты, которые называют участники, и только после того, как определенное количество ответов уже есть и участники не могут назвать больше вариантов, ведущий зачитывает получившийся список и предлагает группе проанализировать его.
! Важно, чтобы в результате упражнения были названы следующие меры профилактики ВИЧ-инфекции: воздержание, постоянный половой партнер (отказ от беспорядочных половых связей, верность в отношениях), использование презерватива, знание своего ВИЧ-статуса, отказ от употребления наркотических средств, использование индивидуальных предметов гигиены.
Ведущий зачитывает окончательный список мер профилактики ВИЧ-инфекции и спрашивает участников «На ваш взгляд, насколько сложно придерживаться данных мер в повседневной жизни?».
Обсуждение.

Вопрос для размышления. Давайте поразмышляем о том, как общество относится к ВИЧ-инфицированным людям??? Как вы думаете, почему?

Упражнение «Спорные утверждения».
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему ВИЧ/СПИД, сделать их менее дискриминационными,  приобрести опыт аргументации своей точки зрения, познакомиться с другими мнениями по рассматриваемой теме.
Ведущий делит помещение на две половины, проведя мелом линию на полу. На стену по одну сторону линии прикрепляется лист бумаги с надписью «Согласен», по другую сторону – с надписью «Не согласен».
Ведущий зачитывает первое утверждение, после чего участники занимают определенное положение в помещении по следующему принципу: тот, кто согласен с утверждением, становится с той стороны от разделительной линии, где на стене висит лист с надписью «согласен». Причем, чем больше человек уверен в своем решении, тем ближе к надписи ему следует стать. Аналогичным образом поступают те, кто не согласен с утверждением.
После того, как все заняли свои места, каждый имеет возможность предъявить свои аргументы и высказать свою точку зрения. Если по ходу обсуждения кто-то меняет свое мнение относительно утверждения, он может переместиться соответствующим образом.
По окончании упражнения участники возвращаются в круг, и ведущие проводят краткий анализ.
Вопросы для анализа:
- Легко ли было определить свое отношение к утверждению? Подбирать и высказывать аргументы в пользу своего решения?
- Поменял ли кто-либо свое мнение по какому-либо вопросу в ходе дискуссии? Какие аргументы были решающими?
- Остались ли сомнения?
- Какие выводы вы сделали?

Примеры утверждений:
Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты

Людей с ВИЧ/СПИДом нужно изолировать

ВИЧ-инфицированная женщина не должна рожать детей

Если мой друг или знакомый будет инфицирован ВИЧ, я буду продолжать общаться с ним

Я бы приобрел(а) продукты питания у ВИЧ-инфицированного продавца

ВИЧ-инфицированный учитель может работать в школе

ВИЧ-инфицированный ребенок может учиться в одном классе со здоровыми детьми


На что обратить внимание в ходе дискуссии:
1. Люди, заразившиеся ВИЧ, сами в этом виноваты.
Часто людей с ВИЧ/СПИДом подразделяют на «невинных жертв» и «тех, кто сам виноват». Младенцы, заразившиеся от матерей; люди, инфицированные при переливании непроверенной крови; жены, которых заразили мужья, считаются «невинными жертвами» и вызывают сочувствие. Те же, кто якобы «виновен» в собственном заражении, например, проститутки, наркоманы, гомосексуалисты, - считаются заслужившими болезнь и смерть. Очень важно подчеркнуть, что человек, как правило, не по своей воле избирает альтернативный стиль жизни например гомосексуализм, проституцию, хотя со стороны может показаться иначе. Обучение всего населения безопасному поведению считается сейчас более эффективным путем сдерживания ВИЧ/СПИДа, чем попытки заставить кого-либо изменить свой образ жизни. Общество может, однако, облегчить людям переход к безопасному поведению путем бесплатной раздачи презервативов, снабжения чистыми иглами и шприцами, организации консультирования и социальной помощи и т. д.
2. Людей с ВИЧ/СПИДом нужно изолировать.
Международные эксперты в области охраны здоровья общества единодушно отвергают изоляцию ВИЧ-инфицированных людей на том основании, что такая изоляция является нарушением основных прав человека, и более того, вынуждает людей с ВИЧ скрываться, делая их недоступными для консультирования и медицинского обслуживания. Кроме этого, изоляция усугубляет страдания людей. Изоляция и карантин отнимают у людей возможность общения с родными и близкими, лишают работы, в то время как симптомы СПИДа у них не появятся раньше, чем через несколько лет. По рекомендациям экспертов люди с ВИЧ должны быть полноправными членами общества, а общество должно помочь им взять на себя ответственность за нераспространение инфекции.
3. Женщина, зараженная ВИЧ, не должна иметь детей.
ВИЧ-положительной женщине, принимающей решение о беременности, необходима полная информация, по возможности помощь и консультирование. Она должна понимать, что существует приблизительно 3 5%-риск рождения ребенка с ВИЧ-инфекцией и беременность может ускорить развитие СПИДа у матери. Некоторые ВИЧ-положительные женщины, пока они здоровы, хотят иметь ребенка более, чем кого-либо. Они считают, что вероятность рождения здорового ребенка достаточно высока, и это лучше, чем остаться бездетной. В некоторых странах женщина испытывает сильное социальное давление, предписывающее иметь детей.
Обсуждение:
Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этими вопросами?
Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно, когда вы оказывались в меньшинстве?
Легко ли было изменить свою точку зрения?

Предлагаю вам поучаствовать в акции «Красная ленточка», приуроченной к 1 декабря – Всемирному дню профилактики ВИЧ/СПИД. Напишите на ленточке, что вы обещаете делать, чтобы ВИЧ и СПИД не распространялся. После этого завяжите ленточку на яблоко – символ здоровья – как знак солидарности и поддержки к ВИЧ-инфицированным людям.

Заключительная часть.
Ведущий с помощью участников делает краткое резюме – вспоминает основные вопросы, которые были затронуты на занятии. Предлагает участникам задать вопросы, которые остались для них неясными, и отвечает на них.
Для подведения итогов ведущий дает возможность всем желающим ответить на вопросы:
Что на встрече для вас было новым?
Что запомнилось больше всего?
Что удивило?
Я сначала думал Теперь я думаю

Ведущий просит всех участников по кругу сказать по одному слову о проведенном занятии, о его (ее) впечатлении и высказать пожелания группе или кому-либо индивидуально.

В конце занятия хочу обратиться к нашей теме «Все в твоих руках». Всегда помните, что ваше здоровье и ваша жизнь действительно зависят только от вас самих, и какими они будут – решать вам.

Заголовок 115