Конспект занятия по экологии Мир в твоих руках


Конспект непосредственной образовательной деятельности «Мир в твоих руках» в старшем дошкольном возрасте
Автор: Эсиргепова О.А. воспитатель МБДОУ №21 «Светлячок» г.Сургут
Цель: учить проводить опыты.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание»- закрепить знания о свойствах воды, познакомить самым простым способом очистки воды;
«Коммуникация» - развивать умения использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды.
«Социализация»- использование игрового момента.
«Чтение художественной литературы» - отгадывание  загадок.
«Безопасность»- формировать навыки безопасного поведения в лаборатории, и во время проведения опытов.
«Труд»- участие детей в расстановке и уборке оборудования.
«Музыка»-развитие музыкально- игрового творчества у детей.
Задачи.
Образовательные:  Закреплять знания о свойствах воды (нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса), познакомить самым простым способом очистки воды;
Развивающие: развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств воды. Потребность в мыслительной деятельности как форме познания и самопознания и способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать.
Воспитательные: аккуратность, внимательность, прививать бережное отношение к воде;
Материал: Демонстрационный: слайды, пластиковыебанки,; салфетка для фильтрования,  воронка; вода, соль, сахар, песок, термос, микроскоп.Раздаточный: одноразовые лотки, пластиковые банки; салфетка для фильтрования,  воронка; вода, соль, сахар, песок, гуашь, ложки, микроскоп.Оборудование: Музыкальный проигрыватель, мультимедийный проектор, экран.
Словарная работа-фильтр.
Индивидуальная работа – развивать  способность самостоятельно размышлять и логически рассуждать при работе с таблицами.
Предварительная работа: знакомство с лабораторией,  со свойствами воды,  заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода», отгадывание загадок, беседа «Мы в лаборатории».
Методические приемы. Игровой: использование игрового момента.
Словесный: вопросы воспитателя, ответы детей. Наглядный: использование мультимедийного проектора, ноутбук, экран..Ход занятия
Звучит спокойная музыка. Дети заходят в зал и стоят полукругом.
Пальчиковая гимнастика под музыку:
Дождик,дождик веселей
Капай, капай, не жалей
Только нас не замочи
Зря в окошко не стучи
Брызни в поле пуще
Станет травка гуще
В комнату вбегает мальчик-грязнуля. Он рассказывает о том, что убежал от бабушки, так как очень не любит воду, поэтому не хочет мыться и ходит грязнулей.
«Вот было бы здорово, если бы совсем не было воды!»- заканчивает свой рассказ мальчик-грязнуля.
Воспитатель: «Ребята, а что будет, если вода исчезнет?», «Для чего нам нужна вода? И как она нам помогает?»Вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Людям вода нужна для еды, питья, умывания, купания и т. д. Рациональное использование природных ресурсов в быту на примере воды: чистую воду нужно экономить — не разливать, закрывать кран.
Воспитатель предлагает детям осмотреть помещение, посмотреть и выяснить, кому и зачем нужна вода.Мальчику -грязнуле предлагают остаться.
Воспитатель: Сегодня мы вспомним все, что знаем о воде. Устроим праздник «Волшебница вода!». А какие загадки вы знаете о воде? Попробуйте их отгадать. Правильно ли вы ответили, можете проверить, посмотрев на экран. Слушайте первую загадку, будьте внимательны!
По городу дождик весенний гулял,Зеркальце дождик свое потерял.Зеркальце то на асфальте лежит,Ветер подует - оно задрожит.(Лужа)
Сейчас на экране мы увидим картину-отгадку. Вы ответили правильно.  А кто загадает вторую загадку?
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)
Течет, течет - Не вытечет, Бежит, бежит- Не выбежит. (Река)
Мы журчим в апреле звонко,
Ведь сугробы быстро тают,
А мальчишки и девчонки
В нас кораблики пускают. (Ручьи)
Маленькой рождаюсь я,
Получаюсь из ручья,
А до моря добегу -
Стать широкою смогу. (Река)
Воспитатель:Молодцы! Дети, посмотрите на экран и скажите что это?
Дети: Фонтан.
Воспитатель: А что льется в фонтане?
Верно, вода. Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Молодцы! Хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? (ответы). Правильно. Поводят опыты. Представьте себе, что вы юные ученые. Вспомните, как нужно работать в лаборатории. (Повторяют правила: нужно быть аккуратным, внимательным и работать осторожно).Дети, садитесь все на стульчики и скоро мы узнаем про все свойства воды.
Опыт №1. Вода жидкая, может течь и принимать форму сосуда.
Предложить детям аккуратно перелить воду из одной банки в другую. Почему вода льется? А что получилось бы, если вода не была бы жидкой?
Опыт №2. Лед – это твердая вода.
Предложить детям взять в руки по кусочку льда. Что происходит со льдом? Почему? После того как ребята вытрут руки об салфетки, спросить, почему же у ребят стали руки сухие, что случилось с водой? (Она впиталась в салфетку. Салфетка затем высохнет, так вода испарится.) А что было бы, если бы вода не испарялась бы? А что такое круговорот воды в природе?
Опыт №3. Пар - это тоже вода. Показать термос с теплой водой. Объяснить детям, что капельки воды, которые поднимаются на крышку термоса – это тоже вода.
Опыт №4. Вода прозрачная.
Предложить детям опустить камешек в банку с чистой водой и спросить, видят его дети или нет? Затем положить камень в закрашенную воду и посмотреть, виден ли там камешек?
Дидактическая игра "Найди свой домик" . 3 состояния воды на трех мольбертах. Раздаточные картинки расставить к соответствующим картинкам на моьберте.
ФизминуткаМузыкальная игра «Солнышко и дождик». Когда звучит веселая музыка, дети танцуют и перепрыгивают через лужицы, а когда музыка меняется, дети прячутся под дождик.
Воспитатель:Какие вы молодцы! Сегодня мы свами откроем еще одну тайну воды. У нас на столе стаканы, в которых находятся разные вещества. Будьте внимательны: в стакане с красной полосой находится сахар, в стакане с желтой полоской –соль, а в стакане с синей полоской-песок. Запомнили, в какой посуде что находится?
Воспитатель напоминает о том, что нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (можно отравиться); нюхать их нужно осторожно.
Воспитатель: Обратите внимание, у вас на столе находится баночки с водой. Попробуем растворить вещества в воде. В стакан с солью налейте воду и хорошо размешайте ложкой.
Самостоятельная работа детей (размешивание соли в воде).
Воспитатель: Что случилось с солью?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: Теперь налейте воду в стакан с сахар и размешайте. Что случилось с сахаром?
Дети: Он растворился в воде.
Воспитатель: А теперь налейте воду в стакан с песком и размешайте. Что произошло с песком?
Дети: Песок тоже растворился в воде.
Воспитатель: Значит, соль, сахар в воде растворяются. При этом какая вода в стакане?
Дети: Вода в стакане прозрачная.
Воспитатель: Верно!  Песок тоже растворился в воде. Какая вода в этом стакане?
Дети: Вода в стакане мутная.
Во время работы дети пользуются салфетками, чтобы вытереть нечаянно пролитые лужицы воды.
Воспитатель:Да, вода мутная, но ее можно очистить с помощь салфеток, которые лежат на подносах. Это самый простой способ очистки воды. Давайте проведем опыт  (показ, как установить салфетку в воронку, затем вставить в воронку в чистую банку).
Воспитатель: У всех все получилось правильно. Какие вы молодцы! Понаблюдаем, как работают наши фильтры. Осторожно, понемногу будем лить мутную воду в баночку с фильтром.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала прозрачной, чистой.
Воспитатель: Куда делся песок?
Дети:Весь песок остался на салфетке.
Воспитатель: Дети, как же мы ее очистили?
Дети: С помощью фильтра.
Воспитатель: Что помогло нам очистить воду?
Дети: Фильтр.
Воспитатель: Мы провели опыты. О каком свойстве воды вы сегодня узнали? Какую тайну воды открыли?
Дети: Вода растворяет соль, сахар, песок.
Воспитатель:А теперь будет фокус-покус. Ребята, возьмите микроскопы. Капните пипеткой каплю воды, растворенной с сахаром в предметное стекло и ставьте предметное стекло на штатив микроскопа. Прикрепляем предметное стекло штативными лапками. А теперь посмотрите в глазок. Что вы видите?
Дети:Молекулы сахара хорошо видны под микроскопом.
Работа с таблицами.
(Дети должны на карточках провести линии указав, как вода попадает в наши квартиры)
Показ на слайде. Какую воду можно пить дома.
После этого мальчик-грязнуля говорит «Ой, ребята, а я и не знал, что вода таит в себе так много неизвестного. Мне очень стыдно, что я не дружил с водой. Знаете, я сейчас же побегу к бабушке и умоюсь.»
А мы с ребятами поиграем немного.
Подвижная игра «Хорошо, плохо»
Итог
Воспитатель:Вода- самое удивительное вещество на планете. Вспомним еще раз чудесные свойства воды.
Дети: Вода-жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель:Вода-добрый друг человека вспомним стихотворения про воду:
Девочка1: Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
Девочка2: В лужайке, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Девочка3: На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Воспитатель: Дети, почему же нельзя прожить без воды?
Дети, как нужно относиться к воде? (Ответы детей)
Прибегает мальчик-грязнуля. Он теперь чистый, умытый и дарит всем детям подарки.