«Национально-освободительное движение 1916 года.»

Тема: «Национально-освободительное движение 1916 года.»  Цель: показать неизбежность национально-освободительного движения 1916 года в силу сложившихся социально-экономических условий и колониальной политики русского царизма.  Задачи:  Обучающая: Определить причины, цель, движущие силы восстания, раскрыть основные очаги восстания;  Развивающая: Развитие дедуктивного, логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников; привитие навыков коммуникабельности, делового сотрудничества и культуры общения в группах.  Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев национально-освободительного движения 1916 года проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитать патриотизм и активную жизненную позицию. Методы: частично-поисковый, репродуктивный, наглядно-иллюстративный, работа с текстом.  Приёмы: индивидуальный, фронтальный, работа в группах.  Оборудование:  Учебник, компьютер, (интерактивная доска)  Учебник М.К.Козыбаев, И.М.Козыбаев "История Казахстана" 11 класс  А.Кузембайулы, Е.Абиль "История Казахстана".  Артыкбаев Ж. О. История Казахстана, Астана, 2004;  История Казахстана с древнейших времен и до наших дней, изд. «Даур»;  Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане (Сборник документов). М.: Наука, 1960.  Амангельды Иманов: Статьи, документы, материалы. (Под ред С. Б. Бейсембаева), Алма-Ата, 1973.  Турсунов X. Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане. М.: Наука, 1966.  Сапаргалиев Г. С. Карательная политика царизма в Казахстане (1905-1917 гг.). Алма-Ата:
Казахстан, 1966.  Основные понятия и термины: национально-освободительное движение, радикальная партия, революционно-демократическая партия. 
Ход урока  I. Организационный момент. 
II. Подготовка к изучению новой темы 
Пою я про грозный шестнадцатый год,  И сразу припомнилось: в синих туманах  Пожар бушевал над родным Казахстаном,  И сразу я вспомнил, как смелый народ  Пошел на царя и на баев в поход,  Под знамя того, кто не трусил беды, -  Чапая казахского - Амангельды. 
Джамбул Джабаев 
Прием: «ключевые слова» .
Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слова «ВОЙНА»



ГИБЕЛЬ НАСИЛИЕ КРОВОПРОЛИТИЕ


НАЛОГИ ВОЙНА ГОРЕ

РАЗРУХА СПАД ЭКОНОМИКИ

БЕДСТВИЕ НАРОДА СМЕРТЬ


А теперь обратимся к тексту учебника на стр.6, к статье «Снова война» А.Бокейханова в газете «Казах», определим верные утверждения и запишем в тетрадь(2 мин.)
- война несправедливая, так как сильные государства ведут политику насилия,
- нищета, бедствие народа,
- большие людские потери.
В начале ХХ века Казахстан стал окончательной колонией, сырьевой базой российской экономики, и ограбление края приняло масштабный характер в годы мировой войны. Используя текст учебника обоснуйте верность данного утверждения.
Задание: составьте кластер (работа по группам)
тему: «Казахстан в год Первой мировой войны » (1 этап кластера)

Колонизация
Азиатского Востока
Переселение русского Перевозка военных
коренного населения грузов

Реквизит скота по КАЗАХСТАН
принудительным ценам
Батрачество среди
Реквизит юрт, казахских шаруа
пошлин
Принудительная перепись
Рост налогов населения



Ввод военного налога



2 этап кластера: выделить определенные основания и систематизировать материал.
Записать в тетради:
1. Переселение: 2. Война:
- Колонизация Азиатского Востока
- Переселение русского крестьянства
- Изъятие у казахов земли
- Строительство городов, железных дорог на землях, изъятых у казахов
- использование в переселенческих хозяйствах труда казахов- батраков
- Реквизиция скота
- реквизиция юрт, введение пошлин для царской армии
-рост налогов
- введение военного налога
- распространение гос.займов
- принуждение коренного населения
- перевоз военных грузов по ж/д

2 ступень – осмысление. Прием: «Инсерт», «Пометки на полях», по материалу из учебника (10 мин.)
Устное обсуждение – 5 мин.
Составление маркировочной таблицы «ЗУХ».
3 ступень – рефлексия.
Составить синквейн.

движение
неоднородное стихийное
восставали, уходили, присоединяли и
главной движущей силой стали народ, массы, а также
и другие «инородцы» - дунгане, уйгуры, узбеки, киргизы
независимость.
Учитель:  Ребята! В год 20-летия независимости нашей Родины исполняется 95 лет национально-освободительному движению 1916 года. Можем ли мы понять события, которые произошли почти сто лет
назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. Сегодня мы попытаемся восстановить хронологию событий движения, особенности центров борьбы, результаты движения, выработать свою точку зрения на эти события.
Тема нашего урока - "Национально-освободительное движение 1916 г.".  III Изучение новой темы:  Учащимся представлен план изучения нового материала.(флипчапрт)  1. Причины, повод и начало движения  2. Характер движения, движущие силы, руководители движения  3. Семиреченский центр движения  4. Тургайский центр движения  5. Политическая позиция казахских демократов  6. Итоги движения, причины поражения, историческое значение  Учитель: XIX век в истории Казахстана характеризуется его полным переходом в подданство России. В годы Первой
Мировой войны Казахстан как и раннее являлся сырьевой базой и рынком сбыта для российской
экономики, составной частью общероссийского (флипчарт ) хозяйственного комплекса. Что послужило
причинами «Национально-освободительного движения 1916 г»? Охарактеризуйте политическую
обстановку в Казахстане в годы Первой Мировой войны. Для этого используем подборку документов,
подготовленных для самостоятельной работы. Время работы с документами 5 минут. При ответах
используйте цитаты из документов. (Приложение №1)  (Выполнение работы) Подведение итога. (Оценивание) Учитель: Что явилось поводом начала восстания? Проанализируйте царский указ, определите содержание указа и
последствия его принятия. (флипчарт)  Учитель: Ярким пятном в истории этого восстания являются личности, благодаря которым это движение приобрело
такой размах. Это А.Жанбосынов, Ж.Мамбетов, Б.Ашекеев, Т.Бокин и, прежде всего Амангельды Иманов -
революционер, вышедший из гущи народа, патриот, горячо любивший свой народ, свою Родину. Нам
движения. Для этого разделимся на группы со следующими заданиями.  Работа с учебником. Класс делится на группы (время работы – 10минут)  1 группа : Семиреченский центр движения Задание: Заполнив таблицу выявить:
ход движения Семиреченский центр восстания 
Территории охваченные восстанием 
Руководители 
Основные события 
Принятые меры царской властью по подавлению восстания
Жестокость карательных отрядов 
Результаты восстания 
2 группа: Тургайский центр движения. Задание: Заполнив таблицу, выявить ход движения:
Территории охваченные восстанием 
Руководители 
Основные события 
Принятые меры царской властью по подавлению восстания
Жестокость карательных отрядов
Результаты восстания 
3 группа: Задание: выявить итоги движения:
причины поражения и историческое значение
Представление работ  Учитель: Теперь подведем итоги. (Определяем, что восстание было подавлено.)  Следующий этап работы поможет рассказать нам о взглядах казахских демократов, определить позицию
различных групп по отношению к происходящим событиям в стране. (флипчарт)
Элитная часть считала необходимым поддержать призыв, вела переговоры с колониальной
администрацией.  Радикальная часть (Т.Рыскулов, Т.Бокин, С.Сейфуллин, С.Мендешев, А.Джангильдин) – примкнула к
восставшим.  Революционно-демократическая часть (А.Бокейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов) – придерживались
тактики «разумного компромисса» с колониальной администрацией
Работа с цитатами. Анализ цитат учащимися  А. Байтурсынов: «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать
страну, а привлечение к «чёрной» работе считаем унизительным» 
М. Дулатов: «Согласившись идти, жигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечёт
огромные жертвы, кровопролитие».  А.Бокейханов: «Казахи и киргизы потеряли много людей убитыми, пострадало их хозяйство, но зато они
проявили свои качества. Кто не борется, не рвётся к победе – не сможет распоряжаться ни своим имуществом,
и своей собственной головой».  Подведение итогов:
Национально-освободительное движение казахского народа 1916 года было подавлено. Но народно-освободительная война продемонстрировала рост классового самосознания казахского народа, тысячи ее участников прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия. Оно пробудило национальное сознание народа, обогатило опыт борьбы против колониализма, на политическую арену вышли борцы-демократы из числа национальной интеллигенции. Движение по масштабности, охвату участников и последствиям представляло апогей освободительного движения за весь период колониального порабощения в составе империи.  IV. Закрепление. Работа с тестером ACTIVVOIT . (Использование интерактивной доски.)  1. Что послужило поводом к восстанию 1916 года?  А) Колониальная политика  В) Изъятие земель  С) Указ о реквизиции инородцев  D) Убийство волостного управителя  2. Сколько всего должно было быть мобилизовано человек на тыловые работы согласно «Указа» царя от 25 июня 1916 года?  А) 360 тыс. В)500 тыс. С) 600 тыс. D) 800 тыс.  3. Кто был избран ханом Тургайского очага восстания 1916 года?  А) Б. Ашекеев В) А. Иманов С) А. Жанбосынов D) Т. Бокин  4. Когда повстанцами была осаждена Каркаралинская ярмарка?  А) осенью1916 г. В) зимой 1916 г. С) весной 1916 г. D) летом 1916 г.  5. Что было особенного в восстании 1916 года в Жетысу?  А) выступление только казахов  В) участие переселенцев  С) выступление представителей других национальностей  D) выступление феодальной верхушки.  V. Домашнее задание №1,2  Приложение №1  1916 г. июня 25.Царский указ о мобилизации «инородческого» населения Астраханской губернии, Сибири и Средней Азии для работ по устройству оборонительных сооружений в районе действующей армии.  О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии , а равно для всяких иных необходимых для государственной обороны работ.  Государю императору благо угодно было в 25 день июня 1916 г. высочайше соизволить повелеть:  1) Для работ по устройству оборонительных сооружений и военных  сообщений в районе действующей армии, а равно для всяких иных, необходимых для государственной обороны работ, привлечь в течение настоящей войны нижепоименованное мужское инородческое население империи в возрасте от 19 до 43 лет включительно:  а) инородческое население Астраханской губернии и всех губерний и  областей Сибири, за исключением бродячих инородцев и всех вообще  инородцев, обитающих в областях: Приморской, Амурской, Камчатской  и Сахалинской; в округах Средне-Колымской, Верхоянской и Вилюй-  скойЯкутской области; в Туруханском и Богучанском отделениях  Енисейской губернии и уезда, а также в Березовском и Сургутском уездах Тобольской губернии;  б) инородческое население областей Сыр-Дарьинской, Ферганской,.  Самаркандской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Тургайской и Закаспийской;  в) мусульманское население Терской и Кубанской областей и Закавказья  (за исключением подлежащих отбыванию воинской повинности  натурою осетин-мусульман, а также не подлежащих сей повинности турок  и курдов), обитающих в Закавказье езидов, ингилойцев-христиан и  абхазцев-христиан Сухумского округа, равно как трухмен, ногайцев,,  калмыков и прочих подобных им инородцев Ставропольской губернии.  2) Определение возрастов инородческого населения, подлежащего'  привлечению к работам, согласно предыдущему (1) пункту, а равно установление подробных правил привлечения их к сим работам применительно к порядку, заключающемуся в высочайше утвержденном 3 августа.  1914 г. положении Военного Совета, предоставить соглашению министров внутренних дел, собрание узаконений и
распоряжений правительства, отдел 1, М 182. 6 июля 1916 г.,