Статья Краеведение как средство развития патриотических чувств младших школьников


Ольга Борисовна Безумова
Краеведение как средство развития патриотических чувств младших школьников.
г. Нарьян – Мар, ГБОУ НАО «СШ № 3»
Вопрос о духовно-нравственном воспитании обучающихся всегда был актуален и введение Федеральных государственных стандартов второго поколения подтверждает эту актуальность.
Вспомним портрет выпускника начальной школы, обозначенный стандартом: «любознательный, интересующийся, активно познающий мир, любящий родной край и свою страну»
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Целью работы по краеведению является: воспитание у учащихся уважения и интереса к истории родного края, традициям и обычаям народа, способствование познанию красоты родного края, воспитание духовной культуры человека как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом.
Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию на материалах о родном краем выяснили, какой багаж знаний имеется у детей о Ненецком автономном округе, о городе, в котором они живут. Проанализировав имеющиеся данные о знаниях учащихся, определили направления работы в программе «Я – северянин» и составили систему воспитательных мероприятий, направленных на развитие нравственно-патриотических чувств.
В основу патриотического воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением теоретических знаний. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектно - исследовательская деятельность, осуществляемая как на уроках, так и во внеурочное время.
При использовании метода проектов в краеведении необходимо учитывать специфику выбранных для проектов тем. Это могут быть темы, связанные с историей города, семьи, развитие и реклама декоративного искусства малой родины, в которых учащиеся решают ту или иную проблему.
Итогом работы проектной деятельности учащихся должна стать защита проекта. В современном мире технологий результатом выполнения проектов может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ. В нашей практике стали традиционными следующие проекты:«Родословная моей семьи»,«Мой класс и моя школа », «Город, в котором мы живём», «Природа северного края», «Животные тундры», «У Печоры, у реки», экологический проект «Покормите птиц зимой!», творческий проект «Ненецкие загадки, пословицы, поговорки» и другие.
Работая над проектом «У Печоры, у реки», дети собирали материалы о сёлах, деревнях, расположенных по берегам реки Печоры.
Цели проекта:
- формирование понятия «малая родина»;
- воспитание гражданско-патриотических чувств, уважения к традициям и обычаям родного края;
- воспитание интереса к истории своего края, чувство гордости за своих земляков.
В ходе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся «Знаешь ли ты свой край?», экскурсии в краеведческий музей, состоялась встреча с работниками детской библиотеки, проведена интерактивная экскурсия «Прогулки по сёлам нашего округа».
Итогом всей проделанной работы стали защита проектов учащихся вместе с родителями и создание компьютерной презентации «У Печоры, у реки».
Важную роль в патриотическом воспитании учащихся при изучении истории родного края играет поисковая работа по материалам о Великой Отечественной войне. Одним из проектов, заинтересовавших детей, стал проект: «Памятники героям Великой Отечественной войны в городе Нарьян-Маре».
Проект приурочен к празднованию Дня Победы и призван воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Детям было предложено найти информацию о памятнике по его изображению, а также написать рассказ о памятнике в своем городе. Участники постарались на славу, очень интересно рассказывали о памятных местах, продемонстрировали авторские фотографии, делились друг с другом впечатлениями.
Проект включает акции:
акция «Память» (возложение цветов к обелиску Победы);
акция «Поздравительная открытка» ветеранам Великой Отечественной войны.
Большой интерес у учащихся вызывают долгосрочные проекты.
Наибольшей популярностью при выборе темы ребёнком пользуются такие темы как « Нужен ли олень жителям Крайнего Севера?», « Я и моё имя!»,
« Вода – природное богатство Земли», « Морошка – чудо ягода».
В этих темах есть проблема, надо выдвинуть гипотезу, подобрать аргументы, суметь доказать свою позицию.
Результаты таких проектов можно использовать как основу для выступления на конференциях, создания учебно-методического комплекса, наглядных пособий к урокам краеведения, окружающего мира, истории.
Учащиеся активно участвуют в городском конкурсе исследовательских работ «Ломоносовский турнир».
В практике стала традиционной такая форма работы с учащимися, как организация экскурсий, целью которых является:
- изучение историко-краеведческого материала;
- ознакомление младших школьников с вопросами первоначального заселения Севера, занятиями и орудиями труда жителей края;
- знакомство с природой и животным миром нашего края.
Экскурсия, как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует обогащению знаниями об окружающем мире.
Посещаем с ребятами историко-культурный и ландшафтный музей - заповедник «Пустозерск», Ненецкий краеведческий музей (выставки «Растительный и животный мир тундры», «Жили - были», «Наш город в прошлом. В гостях у первых нарьянмарцев», «Жизнь и быт ненцев», «Северный дом: его облик и душа» (Быт и традиции жителей Нижнепечорья) и другие.
Знакомство обучающихся с бытом жителей родного края формирует понимание взаимосвязи и взаимозависимости природы и человека, создает благоприятные условия для воспитания бережного к ней отношения.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, планируют следующие экскурсии.
Нравятся детям и виртуальные экскурсии. У нас в округе много интересных, уникальных мест, которые создала природа. Но эти места труднодоступны для большинства жителей округа. Поэтому мы путешествуем виртуально. Дети подбирают вместе с родителями информацию, фотографии, участвуют в проектах.
С огромным интересом учащиеся путешествовали по району реки Белой на Северном Тимане, любовались Сульским водопадом Падун, узнали много интересного о священном острове Вайгач.Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Поэтому составной частью программы является экологическое воспитание. Избежать однообразия в работе помогли нетрадиционные формы. Это и работа мастерской по изготовлению кормушек для птиц, выставки поделок из природного материала, экскурсии и походы по родному краю, участие в праздниках.
Таким образом, краеведение влияет на духовное становление человека, помогает воспитать в детях гордость за свою страну, свой край, развивает активность детей, их творческие способности.