Статья Обучение математике в условиях поликультурного образования.

Шлямова Надежда Ивановна, зам. директора по УВР, учитель математики,
,
МБОУ «Гимназия№13» г.Ульяновска

Обучение математике в условиях поликультурного образования

Интеграция Российской Федерации в европейскую и мировую экономическую систему сделало страну одним из мировых центров культурного обмена и взаимодействия. Динамичное развитие экономики страны диктует высокие требования к современному специалисту, который должен быть конкурентоспособной, творческой, адаптивной личностью. В связи с этим, на первый план выдвигается образование, в основе которого лежит идея оптимального развития интеллектуальных и культурных способностей человека. В настоящее время увеличившееся количество международных контактов обуславливает важность в подготовке нового поколения к межкультурной коммуникации, что является залогом формирования толерантного отношения обучаемых к людям с другой религией, убеждениями, взглядами, традициями и обычаями. Проблема поликультурного образования, когда за партами одновременно учатся дети разных национальностей, характерна для современных школ во всем мире.
С 2011 года коллектив гимназии № 13 города Ульяновска в рамках развития инновационных процессов работает над темой «Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования». Основными идеями поликультурного образования в нашей гимназии является: формирование позитивных ценностных ориентации личности гимназиста по отношению к культуре; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способностей гимназистов к культурному самоопределению в поликультурном мире.
Существующие разные стили жизни одинаково значимы и имеют право на существование. Изучение каждого из них способствует формированию основных ценностей общества. Очевидно, что в условиях полиэтнического российского общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве. Эти положения относятся практически ко всем школьным предметам. Не является исключением и математика.
Обучая математике, преподаватель должен помочь учащимся осознать, что в мире существует множество ценностей, некоторые из которых отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа, являясь закономерным плодом его опыта и исторического развития.
Как писал М.М.Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.
Сложности восприятия материала, в первую очередь, из-за языковых трудностей, не владение в необходимой степени терминологическим аппаратом изучаемого предмета в сочетании с отсутствием разработанной методики преподавания математики в рамках поликультурного обучения означают, по сути, неравенство стартовых условий при изучении курса математики в средней школе.
Исторический опыт развития образовательно-воспитательных систем убедительно свидетельствует, что механизмы смены содержания образования целиком определяются конкретно-исторической ситуацией. Иными словами, образование выступает как своеобразная модель соответствующей культуры, которая вбирает в себя множество разновременных пластов. Можно сказать, что современный этап развития культуры не имеет адекватной ей системы образования. Это обусловливает интенсивные поиски оптимальной модели образования.
Отсутствие методики привлечения и использования культурно обогащенной информации при обучении математике, наличие у значительной части учащихся языкового барьера или плохое знание языка, на котором ведется преподавание предмета, в совокупности определяют актуальность разработки методологической и методологической основы преподавания курса математики средней школы, с учетом обозначенных выше трудностей, в рамках поликультурного образования.
Так или иначе, многие авторы уже касались в своих исследованиях проблемы восприятия учащимися математического материала и предлагали свои способы решения этой задачи. Мы предполагаем, что ученики разной национальной принадлежности, разного воспитания и ментальности могут не одинаково понимать те или иные термины, их определения, различные умозаключения и т.д. Поэтому, встает вопрос о разработке, с одной стороны, некой оптимальной лексической системы, на базе которой будут строиться доступные всем определения, понятия и т.д., и с другой выборе видов учебной деятельности, обеспечивающих «присвоение» полученных знаний.
Пренебрежение творческим потенциалом и личным опытом школьника приводит к тому, что учитель, запланировавший реализовать свой подход к изложению учебного материала, подталкивает учеников к такой схеме, которая может оказаться чуждой их видению. Тогда ученики начинают полагать, что математика есть искусство оформлять простые вещи сложным языком. Напротив, обмен мнениями представителей различных культурных традиций способствует разностороннему рассмотрению и, как следствие более полному и целостному восприятию изучаемых понятий, обогащая представления друг друга.
Мы считаем, что наилучшей базой для организации эффективной учебной работы в поликультурной среде является построение системы творческих проектов специальных учебно-практических заданий, в решении которых будут одновременно задействованы все ученики, комплектов заданий, наполненных понятными каждому ученику социальными и культурологическими понятиями и т.п. Ребята будут вовлечены в творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Таким образом, школьное обучение математике будет вносить свою лепту в решение одной из главных задач современной школы раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека.

15