Проектирование урока на тему Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «восточной традиции в творческом восприятии Л.Н. Толстого.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ФАО «НЦПК» Орлеу ИПК ПР по Мангистаукой области .
Проектирование
урока
на тему:
Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «восточной традиции в творческом восприятии Л.Н. Толстого. Выполнили: Турабаева Надия Рахматулловна Жубалова Зауреж Жиенбаевна
Средняя школа №16
Проверила: Асанова Кымбат Амиргалиевна Актау 2016
Тема урока: «Изучение эпического произведения «Кавказский пленник» в 5 классе в контексте поликультурного образования (на примере изучения темы «Восточные традиции в творческом восприятии А.Н. Толстого»Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная:Показать заинтересованность русского писателя темой Востока; культурой, нравами и обычаями его народа.
Воспитательная:Уважительное отношение учащихся к культуре и традициям восточных народов.
Развивающая:Развитие речи, мышления, умения сопереживать чужому горю.
Оборудование: портреты писателей, учебник, тетрадь.
Ход урока:
Организационная часть.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем работу над рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Прочитайте тему урока. Непонятное слово вам встретилось?
Ученики: Здесь непонятное слово контекст?
Словарная работа.
Учитель: Что относится к эпическим произведениям?
Ученики: К эпическим произведениям относятся рассказ, повесть, роман. (записать)
Учитель: А какие еще бывают произведения?
Ученики: Лирические (стихотворения, поэмы, ода)
Учитель: Что означает слово контекст?
Ученики: Контекст – соединение, связь.
Учитель: Какое новое слово вам встретилось?
Ученики: Поликультурное образование?
Учитель: Что означает слово поли?
Ученики: Поли означает много?
Учитель: Что это значит?
Ученики: Это означает, что слово поликультурное образование - многокультурное.
Учитель: Запишите в тетрадь. Поликультурное образование – это система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику народа и уважение к представителям людей других национальностей.

Интервью – беседа.
Учитель: Как вы думаете, почему тема Востока волновала русских писателей 19 – 20 века, например Льва Николаевича Толстого?
Ученики: Восток всегда волновал Русь, потому что это связано со многими историческими событиями XVI, XVII, XVIII веков. Это печенеги, хазары, татаро – монгольское нашествие, половцы, которые постоянно совершали набеги на русские земли.
Учитель: После каких событий Толстого стал волновать Восток и его народы?
Ученики: Восток волновал Толстого давно. Он увлекался китайской философией, восточной культурой. Воочию с Востоком Толстой встретился на Кавказе, где он принимал участие в войне России с горскими народами.
Здесь началась его литературная деятельность. Он написал такие произведения как «Детство», роман «Казаки». Толстой был молодым офицером, жил в Чечне с мая 1851 года – по январь 1854 года. Находился в среде чеченцев и казаков, среди которых имел немало друзей. В годы службы на Кавказе Толстой много времени уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора. Чеченец Садо Масирбиев был лучшим другом, спасший Толстого от плена. Позже напишет повесть «Хаджи – Мурат», рассказ «Кавказский пленник», посвященный этому событию.
Учитель: Что вы узнали о Кавказе?
Ученики: О красоте природы, жизни горцев, о их деревне и девочке Дине, спасшей Жилина от смерти.
Учитель: Почему Толстой подробно описывает природу Кавказа, горскую деревню, самих горцев?
Ученики: Толстой хотел показать культуру другого народа, их быт, род занятий, чтобы мы получили представление о них, понять их психологию и внутренний мир.
Работа с текстом.

Учитель: Найдите в тексте описание татарской деревни и людей, живущих в ней.
Ученики: Пошёл Жилин с колодкой, хромает, ступить нельзя, так и воротит ногу в сторону. Вышел Жилин за ногайцем. Видит - деревня татарская, домов десять и церковь ихняя, с башенкой. У одного дома стоят три лошади в сёдлах. Мальчишки держат в поводу. Выскочил из этого дома черноватый татарин, замахал рукой, чтоб к нему шёл Жилин. Сам смеётся, всё говорит что-то по-своему, и ушёл в дверь. Пришёл Жилин в дом. Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки - всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, и на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское - буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле.
Учитель: Что вы узнали из этого описания?
Ученики: Горский аул находится высоко в горах. Дома глиняные, добротные. Жители аула живут как одна семья. Мужчины охраняют аул, разъезжают по горам, ловят русских. Женщины ухаживают за детьми, занимаются хозяйством. Ребятишки, веселые, озорные, но в глазах настороженность: война. Одежда не похожа на одежду русских людей: женщины в длинных платьях, на голове платок, в косах монисты.
Мужчины – в халатах, сапогах, на голове – папаха. Иногда поют песни, когда пьют бузу. Песни заунывные, протяжные, не похожие на русские частушки. Нет пьяных драк, скандалов, как в русской деревне.
Учитель: Какова обстановка в доме?
Ученики: В домах горцев комнаты большие, увешанные коврами, на них сабли, ружья, пистолеты, шашки – все в серебре. Пол земляной, чистый, устлан войлоками, на них ковры, а на коврах пуховые подушки.
Учитель: Жилин вспоминает дом матери. Каков он?
Ученики: Маленькая избенка с прохудившейся крышей, пол – глиняный, в углу икона, стол да скамья. Бедно очень. Так жили почти все русские люди в то время, кроме богатых.
Учитель: Жилину понравилось в горской деревне. Однако оставаться навсегда не захотел? Решил бежать. Почему?
Ученики: Это чужбина, хотелось домой к матери. На родину.
Учитель: Что спасло Жилина от смерти?
Ученики: Его доброта, умение ладить с людьми, отнестись с уважением к простому народу, детям, когда он сделал им игрушки. Починил часы, вылечил больного, подружился с Диной.
Учитель: Что вы узнали о горском народе?
Исследовательская работа.
Учитель: Как вы думаете, что может рассказать Жилин своим сослуживцам о горцах, Кавказе и Дине?
Ученики: Наверное, о том, что горцы вовсе неплохие люди, а Дина – очень красивая и добрая девочка, спасшая его от смерти, не боясь за свою жизнь.
Итог урока:
Учитель: Что вы узнали?
Ученики: Узнали много интересного, что горский народ мужественный, смелый, защищал свою родину от врагов, не хотел мириться со своим положением невольника.
Домашнее задание: Написать сочинение «Нравы и обычаи народов Кавказа»