Программа по обществознанию для 8-9 классов специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 вида

Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой: Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида.
В содержание курса обществознания включены в доступной форме элементарные сведения о государстве, праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования детей с отклонением в интеллектуальном развитии нравственных и правовых норм жизни в обществе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа
Наглядные - наблюдение, демонстрация
Практические - упражнения.
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)
Комбинированный урок
Настоящая программа рассчитана на воспитанников 8-9 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 академических часов или 34 часа в год или 1 час в неделю. Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Требования к уровню подготовки обучающихся.
В конце изучения курса обществознания воспитанники должны знать:
Основные понятия курса;
Виды правовой ответственности;
Что собой представляет власть, разделение властей;
Права и обязанности граждан РФ;
Что такое государство?
Что такое право?
Виды правовой ответственности.
Что такое правонарушение?
Что собой представляет законодательная, исполнительная, судебная власть Российской Федерации?
Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Основные экономические, социальные, гражданские, политические и культурные права граждан Российской Федерации.

Должны уметь:
- Написать просьбу, ходатайство, жалобу,
поручение, заявление, расписку.
Оформлять стандартные бланки.
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.
Правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.
Воспитанники по окончании 9 класса владеют максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они умеют ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеют навыками устной разговорной речи, умеют отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Содержание тем учебного курса.
8 класс (1 час в неделю) 34 часа
Введение (2 часа). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.
Тема I. Государство, право, мораль (15 часов)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности/ Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
Тема II. Конституция Российской Федерации (15 часов)
Конституция Российской Федерации Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации. Повторение (2 часа)

Содержание тем учебного курса.
9 класс (1 час в неделю) 34 часа
Повторение
Тема III. Права и обязанности гражданина России
Ответственность государства перед гражданами.
Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические,
социальные, гражданские, политические, культурные.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд.
Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником?
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества.
Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений.
Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно - правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.
Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование.
Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел IV. Основы уголовного права
Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия: подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность, принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура.
Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан в охране правопорядка.
Повторение.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся.
Оценка знаний - неотъемлемая часть процесса обучения. При оценке знаний, умений и навыков обучающихся необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития воспитанника, состояние их эмоционально-волевой сферы.
Оценка «5» ставится в том случае, если обучаемый обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится тогда, когда обучаемый дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые неточности при произношении изученных понятий; при правильном ответе неумение полно обосновать и проиллюстрировать его.
Оценка «3» ставится, если обучаемый обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, затрудняется подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; допускает ошибки при работе с таблицей, нуждается в постоянной помощи учителя.

Календарно - тематическое планирование.
8 класс


Название
Кол-
Цель
ЗУН
Дата

п/п
раздела, темы
во






час.


8 класс




Введение
2 часа
Формировать представление о гражданской
Знать: гражданин,
государство.
Уметь: показать границы



1
Кто такой гражданин?
1
позиции.
государства.



2
Страна, в которой
1










мы живем зависит от нашей гражданской позиции.







Раздел I.
15
Формирование у
Знать: государство,




Государство, право, мораль.
час.
воспитанников школы-интерната представления о
право, виды ответственности, правонарушение, преступление,




Что такое












3

1
видах
законодательная -




государство?

правонарушений и правовой ответственности
исполнительная -судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ.



4
Основные принципы
1










правового
государства:
верховенства
права;
незыблемость
прав и свобод
личности.






5
Разделение
властей.
Законодательная
власть.
Исполнительная
власть. Судебная
власть.
1





6
Что такое право? Роль права в
2





7
жизни человека, общества и государства. Отрасли права. Право и закон.






8
Правовая ответственность (административная и уголовная).
1





9
Правонарушение.
1





10-11
Преступление, как вид
правонарушения, его признаки.
2





12
Презумпция невиновности.
1





13
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило нравственности».
1





14
Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность.
1





15
Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни.
Нравственная основа права.
1





16
Правовая культура.


1






Естественные и неотчуждаемые права человека.






17
Повторительно
обобщающий
урок.
1






Раздел II. Конституция Российской Федерации.
15 час.
Формировать у детей
представление об основах конституционного устройства РФ.
Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности
Повторить знания, полученные в ходе изучения тем.
Знать: что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ. Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу.



18-19
Конституция Российской Федерации -Основной Закон государства.
2





20
Основы
конституционного строя Российской Федерации.
1





21
Законодательная власть Российской Федерации.
1





22
Исполнительная власть Российской Федерации.
1





23
Судебная власть
Российской
Федерации.
1





24
Местное самоуправления.
1





25
Правоохранительные органы Российской Федерации
1





26
Правоохранительные органы Российской
Федерации
1





27
Институт президентства.
1





28-29
Избирательная
система.
2





30
Гражданство
Российской
Федерации.
1





31
Практикум «Заполнение стандартных бланков»
1





32
Повторительно -
обобщающий
урок
1





33-34
Повторение.

2 часа







Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/п
Название
раздела, темы

Кол-во час.

Цель

ЗУН

Дата







9 класс



1-2

Повторение
2 часа






Раздел III.
Права и обязанности
гражданина России.

22 часа

Формирование представлений о правах и обязанностях граждан РФ, которые являются базисными в процессе социальной адаптации. Учить писать просьбу, прошение, заявление.





































































































Формирование у
воспитанников
школы-интерната
понятие о уголовном
праве, об
особенностях
уголовной
ответственности
несовершеннолетних.

Знать:
социальные
права.
Знать: страховой
полис. Уметь
пользоваться.
Уметь написать
прошение.
Уметь различать
социальные и
политические
права.
Уметь писать
заявления,
объяснительную
Знать: самообразование
Знать: ВУЗ, ПУ, техникум и т.д. Уметь написать заявление, знать, какие документы нужны при поступлении. Знать: право, гражданин, виды прав.


















































































Знать: понятия
уголовное право,
подстрекатель,
наводчик,
участник,
исполнитель,
пособник.
Знать:
правоохранитель
ные органы.
Учиться отвечать за свои
поступки.
Уметь
применять
полеченные
знания в
жизненных
ситуациях.




3

Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.

1





4
Основные
конституционные
права человека в РФ:
экономические,
социальные,
гражданские,
политические,
культурные.

1





5
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие, как моральная категория.


1





6

Право на труд.
Дисциплина труда.
1





7


Трудовой договор
1





8

Трудовые права
несовершеннолетних
1





9
Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
1





10
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником?

1





11
Имущественные права и
ответственность несовершеннолетних.

1





12
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества.

1





13
Правовые основы семейно - брачных отношений.

1





14
Этика семейных отношений. Понятия счастливая семья, дружная семья. Домашнее хозяйство

1





15
Экскурсия в ЗАГС

1





16
Права ребенка. Декларация прав ребенка.

1





17
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние, как участники жилищно - правовых отношений.

1





18

Право на медицинское обслуживание.
1





19
Право на социальное обеспечение.
1





20
Политические права и свободы.
1





21
Право на образование. Самообразование. Система образования в РФ.
1





22
Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
1





23
Повторительно -обобщающий урок по разделу: «Права и обязанности гражданина России».
1






Раздел IV. Основы уголовного права.
9 час.





24

Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель, и пособник.
1





25
Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания и его цели.

1





26
Уголовная ответственность. Принудительные меры.

1





27
Ответственность несовершеннолетних

1





28
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие.

1





29
Прокуратура. Роль прокурора.

1





30
Конституционный
суд.

1





31
Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.

1





32
Повторительно -обобщающий урок по разделу: «Основы уголовного права».

1
Повторить знания, полученные в ходе изучения тем.




33-34
Повторение за год.
2









8 класс
№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во час.
Цель
ЗУН
Дата










 1-2
1 четверть
(9часов) Введение

2 часа
Формировать представление о гражданской позиции..
Знать: гражданин, государство.
Уметь: показать границы государства.
 
 

 3
Кто такой гражданин?
1






Страна, в которой мы живем зависит от нашей гражданской позиции.
1





 
Раздел I.
Государство, право, мораль.
15 час.
Формирование у воспитанников школы-интерната представления о видах правонарушений и правовой ответственности.
 
Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ.
 
 
 

 5
Что такое государство?
1






Основные принципы правового государства: верховенства права; незыблемость прав и свобод личности.
 
1





 7
Разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
1





 8-9
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства.
Отрасли права. Право и закон.
2





 10
Правовая ответственность (административная и уголовная).
 
1





11 
Правонарушение.
 
1





 12-13
Преступление, как вид правонарушения, его признаки.
2





 14
Презумпция невиновности.
1





 15
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило нравственности».
1





16
Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность.
1





 17
Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права.
1





 18
Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.
1





 
Повторительно – обобщающий урок.
1





 
Раздел II.
Конституция Российской Федерации.
15 час.
Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности.
Повторить знания, полученные в ходе изучения тем.
 
Знать: что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ.
Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу.
 
 
 

 20-21
Конституция Российской Федерации – Основной Закон государства.
 
2





 22
Основы конституционного строя Российской Федерации.
 
1





 23
Законодательная власть Российской Федерации.
1





24
Исполнительная власть Российской Федерации.
1





25 
Судебная власть Российской Федерации.
1





 26
Местное самоуправления.
1





 27
Правоохранительные органы Российской Федерации
1





28 
Правоохранительные органы Российской Федерации.
1





 29
Институт президентства.
1





 30-31
Избирательная система.
2





 32
Гражданство Российской Федерации.
1





 33
Практикум «Заполнение стандартных бланков»
1





 34
Повторительно – обобщающий урок
1






Повторение.












































9 класс
№ п/п
Название раздела, темы
Кол-во час.
Цель
ЗУН
Дата











 1-2
Повторение
2 часа
 
 
 
 

 
Раздел III.
Права и обязанности гражданина России.
22
часа
Формирование представлений о правах и обязанностях граждан РФ, которые являются базисными в процессе социальной адаптации. Учить писать просьбу, прошение, заявление.
 
Знать: социальные права.
Знать: страховой полис. Уметь пользоваться.
Уметь написать прошение.
Уметь различать социальные и политические права.
Уметь писать заявления, объяснительную.
Знать: самообразование.
Знать: ВУЗ, ПУ, техникум и т.д.
Уметь написать заявление, знать, какие документы нужны при поступлении.
Знать: право, гражданин, виды прав.
 
 
 

3
Ответственность государства перед гражданами.
Конституционные обязанности граждан.
1





4

Основные конституционные права человека в РФ: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
1





5
Основы трудового права. Труд и трудовые отношения. Трудолюбие, как моральная категория.
1





6
Право на труд. Дисциплина труда.
1





7
Трудовой договор.
1





8
Трудовые права несовершеннолетних
1





9
Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
1





10
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником?
1





11
Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
1





12
Основы семейного права. Роль семьи в жизни человека и общества.
1





13
Правовые основы семейно – брачных отношений.
1





14
Этика семейных отношений. Понятия счастливая семья, дружная семья. Домашнее хозяйство
1





 15
Экскурсия в ЗАГС
1





16
Права ребенка. Декларация прав ребенка.
1





17
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние, как участники жилищно – правовых отношений.
1





18
Право на медицинское обслуживание.
1





19
Право на социальное обеспечение.
1





20
Политические права и свободы.
1





 21
Право на образование. Самообразование.
 






Система образования в РФ.
1





22
Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
1





 23
Повторительно – обобщающий урок по разделу: «Права и обязанности гражданина России».
1





 
Раздел IV.
Основы уголовного права.
9
час.
Формирование у воспитанников школы-интерната понятие о уголовном праве, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних.
 
Знать: понятия
уголовное право, подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель, пособник.
Знать: правоохранительные органы.
Учиться отвечать за свои поступки.
Уметь применять полеченные знания в жизненных ситуациях.
 
 
 

24
Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель, и пособник.
1





 25
Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания и его цели.
1





 26
Уголовная ответственность. Принудительные меры.
1





 27
Ответственность несовершеннолетних
1





 28
Правоохранительные органы в стране.
Суд, его назначение. Правосудие.
1





29 
Прокуратура. Роль прокурора.
1





 30
Конституционный суд.
1





 31
Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
1
 
 
 
 

 32
Повторительно – обобщающий урок по разделу: «Основы уголовного права».
1
Повторить знания, полученные в ходе изучения тем.
 
 
 

 33-34
Повторение за год.
2
















Заголовок 115