Конспект урока по развитию речи для коррекционного учреждения I вида специального класса на тему «Домашние животные».


Краевое государственное общеобразовательное казённое учреждение «Камчатская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока по развитию речи для коррекционного учреждения I вида специального класса на тему «Домашние животные».
Учитель: Кузькина Е.Н.
г. Петропавловск-Камчатский
2014 г.
Аннотация: Урок предназначен для детей специального класса с нарушением слуха и интеллекта (первый год обучения).
Урок № 4 из раздела «Домашние животные».  Урок соответствует программным требованиям для  данного возраста. При проведении урока  исходила  из общих принципов коррекционно-развивающего обучения.
Цель: Расширение и систематизация знаний и представлений детей о домашних животных.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление представлений о домашних животных.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (домашние животные, корова, лошадь, собака, кошка).
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие слухового восприятия.
Обогащение словаря детей.
Коррекционно-воспитательные задачи: 
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Оборудование и материалы: 
Настольная ширма, предметные картинки с изображением домашних животных, вспомогательные таблички, игрушки (кошка, собака, корова, лошадь), барабан, бубен, зашумленные изображения, карандаши, тетради по развитию речи.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель – Здравствуйте, дети.
Дети – Здравствуйте.
Учитель – Какой сейчас будет урок?
Дети – Урок развитие речи.
Учитель – Возьмите тетрадь по развитию речи.
Учитель – Положите тетрадь на край стола.
Сообщение темы урока.
Учитель вывешивает на доску иллюстрации с домашними животными.
Учитель – Кто это? (показывает на картинку с изображением кота).
Ученик – Кот.
Учитель – Кто это? (показывает на картинку с изображением собаки).
Ученик – Собака.
Учитель – Кто это? (показывает на картинку с изображением коровы).
Ученик – Корова.
Учитель – Кто это? (показывает на картинку с изображением лошади).
Ученик – Лошадь.
Учитель – Как их всех можно назвать?
Ученик – Это домашние животные.
На столе стоит домик и игрушки домашних животных. Учитель предлагает детям поставить животных рядом с домиком.
Учитель – Где они живут? (дети относят животных).
Учитель – Они живут рядом с домом.
Учитель – Сегодня мы будем продолжать изучать домашних животных.
Изучение материала урока.
Учитель выкладывает перед детьми картинки домашних животных и таблички с названием этих животных.
Учитель – Кто это?
Ученик – Кот (ученик подкладывает надпись «кот» под картинку с изображением кота и называет его).
Учитель – Кто это?
Ученик – Собака (ученик подкладывает надпись «собака» под картинку с изображением собаки называет его).
Учитель – Кто это?
Ученик – Корова (ученик подкладывает надпись «корова» под картинку с изображением коровы и называет его).
Учитель – Кто это?
Ученик – Лошадь (ученик подкладывает надпись «лошадь» под картинку с изображением лошади и называет его).
Учитель – Закройте глаза (учитель меняет местами таблички с надписями).
Учитель – Что не так? (дети подкладывают таблички с надписями правильно).
Развитие слухового восприятия. Скажи и покажи.
Учитель – Сейчас мы будем слушать. Слушайте внимательно и сами выбирайте нужную картинку домашнего животного (учитель произносит название животного, перед детьми лежат изображения этих животных).
Учитель – Кот.
Ученик (показывает картинку с изображением кота и называет домашнего животного) – Кот.
Учитель – Лошадь.
Ученик (показывает картинку с изображением лошади и называет домашнего животного) – Лошадь.
Учитель – Собака.
Ученик (показывает картинку с изображением собаки и называет домашнего животного) – Собака.
Учитель – Корова.
Ученик (показывает картинку с изображением кота и называет домашнего животного) – Корова.
Физминутка. Подвижная игра «Кто как голос подает?»
Дети надевают маски. Один ученик имитирует голос домашнего животного, а другой называет, затем наоборот.
– Иго-го. Кто это?
– Это лошадь.
– Му-му. Кто это?
– Это корова.
–Гав-гав. Кто это?
– Это собака.
– Мяу-мяу. Кто это?
– Это кошка.
Составление названий животных из букв. Упражнение «Собери слово».
Учитель ставит перед детьми коробку с буквами.
Учитель – Кто это?
Ученик – Корова.
Учитель – Собери слово «корова» (перед учеником картинка с изображением коровы без таблички).
Учитель – Кто это?
Ученик – Лошадь.
Учитель – Собери слово «лошадь» (перед учеником картинка с изображением лошади без таблички).
Учитель – Кто это?
Ученик – Собака.
Учитель – Собери слово «собака» (перед учеником картинка с изображением собаки без таблички).
Учитель – Кто это?
Ученик – Кот.
Учитель – Собери слово «кот» (перед учеником картинка с изображением кота без таблички).
Детям выдаются таблички с названием животных, они сравнивают слово на табличке с выложенным из букв словом.
Фингергимнастика.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибать пальчики по одному.)
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательный палец правой руки по ладони левой руки.)
А ещё в снегу валялись.
(класть ладошки на стол, то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки.)
Съели суп, и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щёку.)
Работа в тетрадях.
Составление рассказа с использованием пиктограмм.
Учитель – Замени пиктограммы словами.
кот.
Ученик – Вот кот.
собака.
Ученик – Вот собака.
лошадь.
Ученик – Вот лошадь.
корова.
Ученик – Вот корова.
домашние животные.
Ученик – Это домашние животные.
Итог урока. Оценивание.