Развитие творческих способностей на уроках столярного дела


Развитие творческих способностей на уроках столярного дела.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогике на современном этапе. Интеграция столярного дела и кружка даёт большую возможность изготавливать красивые сложные художественные декоративно-прикладные изделия. Благодаря тому, что ученики делают изделия декоративно-прикладного искусства от начала до конца сими, то есть от не струганной доски до красивой расписной вазы, изящной резной шкатулки и т.д., видят логическую завершённость своего труда, у них появляется огромный интерес к изготовлению этих изделий. На уроках столярного дела ученик, вытачивая деталь, мыслит, а как на эту деталь «ляжет» тот или другой расписной орнамент, и каков будет конечный результат. Чтобы сделать изделие более красивое и изящное, отличающееся индивидуальностью, ученики сами начинают искать и изучать специальную литературу. У них появляется интерес к изготовлению художественных изделий. При изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства учащиеся приобретают как трудовые, так и художественные навыки.
Мы провели исследование по теме: «Развитие творческих способностейприизготовлениидекоративно-прикладныхизделий». Основным показателем творческих способностей является гибкость мышления, оригинальность, любознательность, точность и смелость. В течение года мальчики 7а и класса занимались на интегрированных уроках столярного дела и кружка. А мальчики 7б класса занимались только на уроках столярного дела. Во время уроков предлагалось несколько вариантов выполнения заданий: 1. Точное копирование образца, предложенного учителем. 2. Выполнение заданий с привнесением своего дополнения. 3.Творческий подход к выполнению задания. Большинство ребят из класса 7б предпочли 1 реже 2 и совсем мало 3 вариант, а из класса 7а выбирали 2 и 3 вариант, что говорит об их интересе к работе, стремлению проявить творческую фантазию. За этот период времени было выявлено несколько главных недостатков конечных результатов работ, если изделие выполнялось только на уроках технологии: - проявление недостатков в навыках владения художественным материалом; - несоответствие внешней формы с задуманным сюжетом; - хуже представление конечного результата. Ребята, которые изготавливали изделие на интегрированных занятиях перечисленных затруднений не испытывают и ошибок допускают мало. При этом, выполненные ими работы отличаются художественным вкусом, а в процессе выполнения работы ребята обязательно применяют творческий подход. При помощи тестов можно подтвердить, что интегрированные уроки развивают творческие способности учащихся. В начале исследования была проведена первичная (входящяя) диагностика творческих способностей в 7а,б классах. Для этого использовали тест на выявление креативности (творческих способностей) Методика Торренса. Инструкция: дан бланк с окружностями. Необходимо дорисовать их, составить картинку.
Интерпретация:
Высокий: 6-5
Средний:4-3
Низкий:2-1
Для обработки результатов проверяется гибкость и оригинальность мышления. Беглость в выполнении и сложности изображения.Так же использовали тест на определение креативности (творческих способностей) Методика «Четыре скрепки» (О. И. Мотков)Инструкция: даны 4скрепки. Необходимо составить из них различные фигуры.Для обработки результатов проверяется продуктивность-общее число фигур; гибкость мышления – число фигур разных типов; оригинальность – число редко встречающихся в группе сюжетов.В конце исследования была проведена повторная (выходящая) диагностика творческих способностей в этих же классах. Для этого использовали тест на выявление креативности (творческих способностей) Методика Торренса.Инструкция: дан бланк с 6 недорисованными карточками. Необходимо дорисовать их. Дорисовать что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название снизу в строке.
Интерпретация:
Высокий: 6-5
Средний:4-3
Низкий:2-1
Для обработки результатов проверяется гибкость и оригинальность мышления. Беглость в выполнении и сложности изображения.Так же использовали тест на определение креативности (творческих способностей) Методика «Девять точек» (Я. А. Пономарёв).Инструкция: провести, не отрывая от руки, через все 9 точек 4 прямых отрезка, не проводя дважды по одной линии. Педагог заранее рисует на доске матрицу из 9 точек:Все записывают их на своих листках бумаги и пытаются решить задачу. Через 7 минут можно дать желающим подсказку: «Попробуйте выйти за пределы квадрата точек». Дело в том, что люди начинают интуитивно решать в пределах квадрата. Преодоление этого навязываемого образа даётся не каждому. Творчество предполагает выход за пределы обычного, стереотипного, привычного решения.Лучший показатель креативности – самостоятельное решение этой задачи.Анализируя результаты практических работ и тестирования, можно сделать вывод, что у ребят, которые занимаются на интегрированных занятиях предмета « Столярное дело» и кружка декоративно прикладного творчества «Народные промыслы», лучше развиты творческие способности.