СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПЕКАЕМЫХ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОПЕКАЕМЫХ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ Байкова О.И.Ким С.И. Теперь, когда мы научились летатьпо воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу В Послании нынешнего года Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства Глава нашего государства уделил особое внимание вопросам необходимости защиты прав детей, семей и женщин. Нурсултан Абишевич в своём обращении дал четкие ориентиры: «Необходимо постоянно совершенствовать систему социального и пенсионного обеспечения, всемерно защищать материнство и детство. В мирное время мы имеем тысячи сирот – наши детские дома и приюты переполнены. Это, к сожалению, общемировая тенденция и вызов глобализации. Но мы должны противодействовать  этой тенденции. Наше государство и общество должны поощрять усыновление сирот и строительство детских домов семейного типа.Дети – наиболее уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они  не должны быть бесправными.Как Лидер нации, я буду требовать защиты прав каждого ребенка.Любой ребенок, который родился на нашей земле, - казахстанец. И государство должно заботиться о нем». Дети – самая незащищенная категория граждан, и государство, согласно нормам действующего законодательства, призвано защищать как личные, так и имущественные права, интересы тех, кто самостоятельно сделать это не может. Одна из форм такой защиты для детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Кодексу Республики Казахстан О браке (супружестве) и семье (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.01.2013 г.) являются опека и попечительство. РАЗДЕЛ 4. ОПЕКА ИЛИ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей. Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права - одна из обязанностей социального педагога. Но работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка, ибо социальный педагог, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязан в трехдневный срок обследовать жилищно-бытовые условия ребенка и доложить о создавшейся ситуации в органы опеки и попечительства и помочь специалистам определить его дальнейшее место жительства. Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинского работника, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения. Основные направления работы:1. Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.2. Посещение семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.3. Организация бесплатного питания опекаемых, обеспечение детей имеющимися в библиотеке учебниками.4. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.5. Посещение уроков, проводящихся с опекаемыми детьми, контроль за их успеваемостью, посещением занятий, дисциплиной.6. Оказание материальной помощи семьям опекаемых детей за счет Фонда Всеобуча, акции «Дорога в школу».7. Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей, сопровождающееся составлением актов и отчетов для передачи их в органы опеки и попечительства.8. Подготовка отчета о работе с опекаемыми детьми и семьями на педсовете.9. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций.10. Контроль за сохранением здоровья детей и оказание помощи в организации их отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях. В современных условиях жизнедеятельности опекунских семей возникают проблемы, обусловленные объективными причинами (социально-экономическими, социально-геронтологическими, социально-психологическими и др.). Большинство проблем имеют педагогический характер, так как связаны с обучением и воспитанием детей, их социализацией, включением членов семьи в социум. Невозможно заранее предусмотреть все потенциальные воспитательные проблемы опекунской семьи, определить степень педагогической компетентности опекунов, их воспитательные подходы и традиции сложившиеся в семье. Этот факт диктует необходимость помощи специалистов в решении тех проблем, которые возникают в семье. Своевременность помощи и поддержки может быть обеспечена социально-психолого-педагогическим сопровождением воспитания ребенка в опекунской семье. В опекунских семьях существуют специфические проблемы, которые затрудняют социальную адаптацию детей. Многие проблемы обусловлены преклонным возрастом опекунов, материальными затруднениями семьи, не позволяющими детям получить качественное дополнительное образование, развивать способности и интересы. Нередко пожилые опекуны (бабушки, тети в возрасте и др.), не справляясь с воспитанием, выбирают потворствующую гиперпротекцию и гиперопеку. Во многих опекунских семьях дети рано взрослеют и берут на себя ответственность за своих престарелых опекунов. Эти проблемы сглаживаются, если в опекунской семье есть молодые родственники (тети, дяди, старшие сестры и братья). Характерные проблемы и трудности воспитания ребенка в опекунской семье. Проблемные ситуации неизбежно возникают в опекунской семье, это связано с процессом изменений семейного уклада, который запускается с появлением ребенка в семье. Условно можно выделить следующие группы проблем и трудностей воспитания ребенка в опекунской семье: психолого-педагогические, организационно-нормативные, медико-психосоматические. Психолого-педагогические проблемы: неадекватное, непонятное или неуправляемое поведение ребенка; ревность или избирательное отношение одного из родителей к приёмному ребёнку; конфликты между родными детьми опекунов и приемным ребенком; избирательное отношение ребенка к членам семьи, агрессия по отношению к некоторым из них; выстраивание отношений опекунов с учителями школы, а также содействие установлению позитивных отношений педагогов к опекаемому ребёнку; вопросы происхождения ребёнка в семье (когда и как рассказывать ребёнку, что говорить о неблагополучных родителях); как выстраивать отношения с кровными родственниками. Особую группу составляют медико-психосоматические проблемы, связанные с состоянием здоровья ребенка. Чаще всего это расхождение между реальным и диагностированным состоянием здоровья ребёнка: гипердиагностика либо наличие не выявленных своевременно заболеваний. Наиболее часто встречаются следующие проблемы с состоянием здоровья опекаемых детей (ранее воспитывающихся в асоциальной кровной семье или интернатном учреждении): имевшиеся или возникшие психосоматические явления (энурез, экземы, тики, другие невротические проявления); отставание в физическом развитии; отставание в эмоциональном развитии (ребёнок не умеет выражать свои эмоции, проявляет иные, нежели ожидалось, эмоции и т.д. Организационно-нормативные трудности: вопросы, связанные с соблюдением требований и процедур надзора со стороны органов опеки в процессе контроля за жизнедеятельностью опекунской семьи; прохождение медицинских обследований, регистрация и оформление ребёнка по месту жительства опекуна; устройство ребёнка в школу; получение сведений, информации о родственниках ребёнка и данных об истории его предыдущей жизни в семье или специализированном учреждении. Цели социально-педагогического сопровождения - содействие в установлении гармоничных внутрисемейных отношений; развитие социально-педагогической, правовой культуры опекунов стимулирование развития личности ребенка в ходе взаимодействия с членами опекунской семьи; основные задачи сопровождения: обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка, забота об эмоциональном благополучии детей; создание системы психолого-педагогического образования опекунов), Индивидуальное педагогическое сопровождение опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;включение опекунов в диагностику затруднений, оказание помощи детям. Итогом совместной деятельности всех служб школы является индивидуальная программа психолого- педагогического и медико- социального сопровождения. Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:Проведение диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!