Презентация на темуОсобенности современного урока в рамках введения ФГОС


Особенности современного урока в рамках введения ФГОС «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»Адольф Дистервег Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Итог урока Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Оценивание учащихся Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Осуществление коррекции Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Осуществление контроля Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Практическая деятельность учащихся Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся Учитель сообщает учащимся Объявление темы урока Урок современного типа Традиционный урок Требования к уроку Комбинированный урок «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский Традиционный урок определение цели и задач;отбор содержания учебного материала;подбор методов и приёмов обучения;определение форм организации деятельности учащихся;подбор материала для домашней работы учащихся;определение способов контроля;продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;подбор вопросов для подведения итога урока. - комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;- выделение в содержании урока и темы главного, существенного;-определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;-выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;-дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;-создание необходимых учебно-материальных условий обучения. Как подготовить современный урок? Подготовка учителя к уроку 1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году. 2-й этап — изучение методической литературы. Составление тематического плана. 3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. 4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока 5-й этап — разработка плана урока План урока Тема и номер урока в теме; Базовый учебник;Цель Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.Задачи урока (обучающие, развивающие, воспитательные); Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать". Тип урока;Формы работы учащихся (групповая, индивидуальная и т.д.)Перечень учебных демонстраций; Время на каждый этап урока; Оборудование и учебные пособия;Структура урока — последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы учащихся. Дидактическая структура урока Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось). Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний. Сообщение нового материала. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом). Закрепление изученного материала. Обобщение и систематизация знаний. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом). Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. Структура технологической карты урока включает: название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение; цель освоения учебного содержания; планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); основные понятия темы; технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения); контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов. Технологическая карта позволяет: увидеть учебный материал целостно и  системно; проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса; гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке; согласовывать действия учителя и учащихся; организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Какие требования предъявляются к современному уроку? хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи;урок должен быть добрым.Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Сценарий урока по ФГОС Сценарий урока № Тема урока: ____________________________Класс: 5Предмет: ______________________________Тип урока: открытие нового знания Цели урока: - сформировать представление___________________ - сформировать ____________________________ - развивать умение _________________________ Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) II. Актуализация знанийЦель этапа – повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в ндивидуальной деятельности каждого учащегося Самоопределение, смыслообразование (Л)Целеполагание (П)Планирование учебного сотрудничества (К) I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне УУД Деятельность обучающихся Деятельность учителя Сценарий урока по ФГОС Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) Контроль, коррекция, оценка (Р) V.Итог урока (рефлексия деятельности)Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)Оценивание усеваемого содержания (Л) IV. Первичное закреплениеЦель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся, проведение коррекции Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (K) III. Проблемное объяснение нового знанияЦель этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися… Сценарий урока по ФГОС Вывод Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода:Необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;Проектировать пути их реализации;Контролировать и оценивать свои достижения « Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Джон Дьюи