Доклад Особенности организации психологического сопровождения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).


КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Особенности организации психологического сопровождения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).
 «Педагогика слепа без психологии,а психология мертва без педагогики» Евгений Александрович Ямбург
В 2015 – 2016 учебном году наша школа работает в пилотном режиме по введению ФГОС О УО (ИН). В данной статье я хотела бы поделиться опытом работы по данному направлению, а именно особенностями психологического сопровождения обучающихся по АООП с лёгкой умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их личностного потенциала.
Цель психологического сопровождения обучающихся в коррекционной школе в 2015 – 2016 учебном году - комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и ученических коллективов в образовательном процессе, способствующего развитию личности школьника, подержанию и укреплению психологического здоровья детей, их нравственного, умственного и эмоционального развития, формированию способности к успешной социализации в обществе, к профессиональному и личностному самоопределению в условиях введения ФГОС О УО (ИН).Психокоррекционная работа включает в себя основные направления, которые отражают её основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для усвоения ими содержанием адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью; проведение комплексного обследования детей с умственной отсталостью, подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения участников образовательных отношений, по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
4.Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания, обучающихся с умственной отсталостью, взаимодействия с педагогами, специалистами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и д.р.
Согласно ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционно–развивающую область включён курс «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Основные задачи психокоррекционной области:
Формирование учебной мотивации;
Стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов;
Гармонизация психоэмоционального процесса;
Формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;
Развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
Формирование продуктивных видов взаимоотношений в семье, классе. Повышение социального статуса ребёнка в коллективе;
Формирование и развитие навыков социального поведения.
Выбор направленности психокоррекционного курса я определяю исходя из психофизических особенностей обучающихся с легкой умственной отсталостью на основании ТПМПК, школьного ПМПк, ИПРА инвалида.
Учитывая данные критерии обучающихся первого класса по ФГОС О УО (ИН), их психологическое сопровождение реализуется с учётом следующих целей и задач:
программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— стимуляция сенсорно-перцептивной деятельности;
— стимуляция развития мнемических и интеллектуальных процессов;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
—совершенствование мелкой моторики.
Из цели и задач курса «Психокоррекционные занятия» можно увидеть, что он соответствует задачам коррекционно–развивающую области ФГОС О УО (ИН).
Также психологическое сопровождение первоклассников осуществляется по программе «Я – ученик», которая составлена мной с учетом требований ФГОС О УО (ИН) и психолого-возрастных особенностей обучающихся с целью  обеспечение психологической адаптации первоклассников к школьному обучению в условиях введения ФГОС О УО (ИН) и профилактика школьной дезадаптации, возникающей в ходе учебно-воспитательного процесса.
Задачи программы:
1. Выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
2.Формировать у первоклассников адекватное представление о школьной жизни и развивать у детей позицию школьника, положительное отношение к школе; помочь детям принять правила и нормы поведения в школе;
3. Обучать детей навыкам сотрудничества и расширять социальный опыт и социальные контакты обучающихся;  
4. Обучать детей переносу полученных навыков в учебную деятельность;
5. Формировать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
6. Формировать у учащихся нравственные представления и понятия, адекватные способы поведения в обществе.
Таким образом, данная программа также отвечает задачам коррекционно–развивающую области ФГОС О УО (ИН).
В дальнейшем, с приходом новых детей или появлением других проблем в развитии обучающихся, в соответствии с решением ПМПк, возможны и индивидуально ориентированные псикоррекционные занятия. Т.е., вариативность психологического сопровождения присутствует.
На данное время психологическое сопровождение первоклассников решает не все основные задачи психокоррекции, представленные в коррекционно–развивающей области ФГОС О УО (ИН). Реализацию других задач я планирую на следующем возрастном этапе. Это работа над гармонизацией психоэмоционального состояния, развитие способности к эмпатии, сопереживанию, совершенствование навыков конструктивного общения, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля, социально адекватного поведения. При необходимости работа на повышение уверенности себе, повышение социального статуса ребёнка и на решение других психологических проблем, при их возникновении.
С введение ФГОС О УО (ИН) актуальной задачей становится обеспечение развития базовых учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. 
Психокоррекционные занятия обеспечивают достижения обучающимися первого класса следующих БУД.
Личностные учебные действия:
•осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
•формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
•овладение начальными навыками адаптации, расширение кругозора, знаний об окружающем мире;
•осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
•проявлять любознательность, наблюдательность, способность замечать новое;
•наличие мотивации на развитие, совершенствование, к творческому труду, работы на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
•проявлять самостоятельность в выполнении развивающих заданий, поручений, договорённостей.
•применять гигиенические правила письма при выполнении заданий в тетради.
•положительное отношение к окружающей действительности, готовность к взаимодействию с ней;
•гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
•адекватные представления о собственных возможностях, адекватно эмоционально реагировать на успех, неудачу;
•ценить и принимать базовую ценность «здоровье», «добро», «семья», стремиться к соблюдению режима дня школьника.
Коммуникативные учебные действия:
•вступать в контакт и работать в коллективе (психолог – ученик, ученик – ученик, ученик – класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и психологом;
•проявлять толерантное отношение к другим, уважительно относится к иному мнению;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание во взаимодействии, стремление оказать помощь более слабым;
•слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту.
Регулятивные учебные действия:
•входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•проявлять дисциплинированность в школе, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
ориентироваться в пространстве кабинета (зала, учебного помещения);
•пользоваться учебной мебелью;
•работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
•слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности и быту;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, иметь адекватные представления о собственных возможностях, адекватно оценивать результаты выполнения задания;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
•активно включаться в групповые игры, принимать и соблюдать правила игры; эмоционально раскрепощаться.
Познавательные учебные действия:
•выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
•устанавливать видо – родовые отношения предметов;
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
•применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием коррекционного курса и для решения познавательных и практических задач;
•использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами;
•овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (завязывание узелков, шнуровка, письменные навыки, обогащение словарного запаса и т.д.).
А также предметные результаты, которые подробно прописаны в программах.
Таким образом, роль психолога в условиях введения ФГОС О УО (ИН) следующая:
индивидуализация образования;
учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и возможностями;
формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья;
интеграция в социум детей с интеллектуальными нарушениями (публичное участие в мероприятия школьного, районного и т.д. уровней);формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.
Приоритетные направления работы школьного психолога в условиях введения ФГОС О УО позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения обучения, в частности, улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательных отношений, но и позволяют корректировать содержания образования.
В условиях внедрения ФГОС О УО (ИН) в деятельности педагога-психолога в коррекционной школе появляются следующие проблемы:
1.Недостаточная просвещенность в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН).
2.Отсутствие в моей методичке рекомендуемых специализированных надёжных и валидных диагностических методик.
3.Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности БУД у обучающихся.
Источники:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (ГБОУ НСО «КШИ»).
Степанов, Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соотвествии с требованиями ФГОС. Методики/ Е.Н. Степанов. – Волгоград: Учитель, 2016.
Педагог-психолог Швечкова Л.В.