Моделирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.


-24701559690Моделирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
Моделирование современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

Автор: Долгова Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №10»
с. Птичьего
Изобильненского района
Ставропольского края.
УМК «
Школа 2100»
Урок литературного чтения во втором классе
по сказке Джанни Родари «Солнце и туча»
из раздела «Самое обыкновенное чудо».
Долгова Ирина Анатольевна
МКОУ «СОШ №10»
Тема: «Что такое счастье?»
Цель:
создание условий для работы над понятием «счастье» при работе с художественным текстом
продолжить работу по воспитанию доброты, милосердия, умению делать добро, видеть добро и быть благодарным
Задачи урока:
развивать навыки смыслового чтения текстов
развивать умение работать над понятием
увидеть позицию автора
прогнозировать события
отвечать на вопросы
развивать умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной форме
развивать умение работать в группе
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы:
чтение с остановками
обращение к личному опыту учащихся
прогнозировать по названию (Древо предсказаний)
синквейн, кластер, эссэ
использование уточняющих, объясняющих, творческих, оценочных, практических вопросов
Оборудование:
сказка Джанни Родари «Солнце и туча»
портрет писателя
выставка книг писателя
рисунки учащихся «В каждом рисунке солнце»
таблица «Планеты солнечной системы»
мультфильмы «Здравствуй, солнце!»
«Как ослик счастье искал»
песня на электронном носителе «Улетай, туча!» в исполнении Филиппа Киркорова
компьютер
интерактивная доска
три ватмана, фломастеры
табличка «Корзина идей»
таблица со схемой «Древо предсказаний»
На доске:
Счастье зависит от нас самих.
Аристотель.
Каждый гонится за счастьем, на замечая, что счастье ходит за ним по пятам.
Бертольд Брехт.
Занятой человек – это самый счастливый человек.
Сер Теодор Мартин.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяХод урока:
Стадия вызова В начале урока учитель делит детей на три группы.
Предлагается синквейн без первой строчки:
_________________________
Жизнерадостный, окрыленный.
Радуется, светится, творит.
У него выросли крылья.
Чувство.
Вопрос: определите первое слово синквейна?
Сегодня мы поговорим о счастье.
Вопрос: как вы думаете, что такое счастье?
Корзина идей: учитель выслушивает мнения детей, корректирует их с помощью учащихся и записывает на доске.
осуществление мечты
мир и покой в семье и на земле
богатство, много денег
здоровье
занятие любимым делом
победа, успех
счастье не в красоте
быть красивым
быть любимым
неожиданная удача, радость
Вопрос: какова же будет на ваш взгляд цель урока?
Сегодня мы познакомимся со сказкой известного итальянского писателя Джанни Родари «Солнце и туча» из раздела «Самое обыкновенное чудо».
Вопрос: как вы думаете о чем это произведение?
Прочитаем это произведение, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название своей сказке и почему оно помещено в этот раздел. Индивидуальные ответы:
Счастье.
Счастье – это:
когда осуществилась твоя мечта
мама с папой помирились
когда нет войны
когда человек богат и у него все есть
бабушка выздоровела
когда нет времени грустить
когда ты занял первое место в конкурсе или на соревнованиях
когда тебя все любят
я знаю пословицу о счастье: «Не родись красивой, а родись счастливой», но я знаю, что все девочки хотят быть красивыми
мне подарили книгу Усачева «Великий могучий русский язык». Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов»
там есть такое стихотворение:
У кого-то денег много,
У кого-то ни гроша.
В магазин заходит Гога,
У него ПОЕТ ДУША.
От валюты раздувает
Брюки редкой ширины . . .
Люди это называют:
СЧАСТЬЯ ПОЛНЫЕ ШТАНЫ!
СЧАСТЬЯ ПОЛНЫЕ ШТАНЫ – говорят о человеке, который по-детски непосредственно переживает неожиданную удачу, радость. Такая радость может быть вызвана чем угодно, а не только деньгами или брюками (хотя и штаны могут сделать человека счастливым, особенно фирменные!).
Определить, что такое счастье.
о природных явлениях, о том какую пользу они приносят
я думаю, что автор кого-то сравнивает с солнцем, а кого-то с тучей
о том, как солнце и туча подружились или они о чем-то спорили
я считаю, что солнце и туча не могут быть друзьями
Стадия осмысления. Читают текст, используя прием технологии КМЧЧП «Чтение с остановками».
Фрагмент 1.
Вопрос: что происходит в начале произведения?
Вопрос: что вы узнали о них?
Вопрос: а как же эти строки:
« . . . Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны. . .»
«. . . – Транжира ты! – хмурилась туча. – Дырявые руки! . . .»
Вероятно, солнце – гордая, расточительная красавица, да еще не слушает добрых советов!?
А туча - не злая. Она, как ворчливая старушка, предупреждает солнце, что нужно экономить свою энергию, чтобы не погаснуть?!
32803008046284313831510430401182027984235108873593553685816748969Прежде, чем вы ответите на мой вопрос, предлагаю продолжить нашу работу над произведением по группам.
4409385122555431383132923439084533769973200787329234Задание I группе: составьте кластер – описание солнца.
320078765736Задание II группе: составьте кластер – описание тучи.
Задание III группе: составить Древо предсказаний.
27273259271000
Пока вы соберетесь с мыслями, давайте немножко отдохнем:
Представьте, что мы облака и мы летим по небу.
Физминутка (под песню «Улетай, туча!»).
Вернемся к моим вопросам.
Послушаем мнения ребят III группы.
246926611624Они поспорят, кто важнее.
00Они поспорят, кто важнее.

Читают фрагмент 2.
Вопрос: изменилось ли теперь ваше отношение к туче? К солнцу?
Обратите внимание, как действительно, расточительно солнце вело себя.
Вот! Еще и веселится! Не думает о своем будущем.
А теперь давайте совершим небольшое путешествие вместе с солнышком.
Просмотр мультфильма «Здравствуй, солнце».
Читают фрагмент 3.
Вы дали туче отрицательную характеристику, но ведь тучи тоже необходимы природе: они поливают растения, дают земле живительную влагу!?
Вопрос: как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль произведения?
Вопрос: а почему автор именно так назвал свое произведение «Солнце и туча», может быть надо было дать ему такой заголовок: «Доброе солнце», «Любимое солнышко» и т.д.?
Представьте свою работу кластер – характеристику солнца.
Представьте свою работу кластер – характеристику тучи.
Вопрос: как вы думаете, как автор относится к своим героям?
Вопрос: а почему именно бултыхнулось? автор знакомит нас с двумя главными героями этого произведения: солнцем и тучей
солнце – доброе, а туча – злая, ворчливая, с грозовым настроением
Выполняют работу по группам на ватмане.
234315173355
140208010477500
354109161097Что будет дальше?
Что может произойти в рассказе с таким названием?
Что случится с главными героями?
00Что будет дальше?
Что может произойти в рассказе с таким названием?
Что случится с главными героями?

Выполняют свое задание в группах и отвечают на вопросы учителя:
Учащиеся I группы
солнце действительно можно сравнить с гордой красавицей, солнце – это очень красивое небесное тело
это самая большая звезда, и очень красивая
можно сказать, что все наши планеты подчиняются ее Величеству Солнцу
но красавица очень добрая, потому, что согревает весь мир
361315-1270Солнце будет светить, а туча прольется дождем. . .
0Солнце будет светить, а туча прольется дождем. . .


134733250993Солнце победит.
Солнце победит.

521087162256Что будет дальше?
Что может произойти в рассказе с таким названием?
Что случится с главными героями?
00Что будет дальше?
Что может произойти в рассказе с таким названием?
Что случится с главными героями?

Ученик из группы I читает отрывок:
«. .. Солнце весело
продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. . .»
Ученики группы II:
туча была очень жадной, а у жадин не бывает друзей
туча злилась, потому, что солнце все любят, а ее боятся
Ребята I группы:
а солнце – совсем не транжира, оно выходило на небосвод как на работу
ей не было жалко даже миллиардов лучей, потому, что учеными доказано, что солнечной энергии хватит на миллионы лет
В дискуссии могут участвовать ребята и III группы.
солнце знает, что оно просто необходимо на земле, его все ждут и от этого ему радостно и светло на душе (в доказательство дети читают отрывок из сказки: «. . . А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца. . .»
Учащиеся II группы:
бывают добрые тучи, они – дождевые. А эта туча злая – грозовая. Поняла, что не права и давай всех градом колотить.
В дискуссии участвуют все дети:
«. . . Когда же к заходу солнце сосчитало их (свои лучи), оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! . . .»
я думаю, автор хотел показать, что зло всегда находится рядом с добром
добро всегда побеждает зло, но за победу всегда нужно бороться и не мириться со злом
не нужно совершать плохих поступков, а лучше сделать что-то доброе, приятное
1101532473406735772473406Учащиеся I группы демонстрируют свою работу.
126746041910258693106487
735773371610
12605583945325869387161
11015328147373577281473
(на каждом лучике написано: доброе, веселое, щедрое, милое, теплое, ласковое и т.д.) -35506497злая
жадная
страшная
ворчливая
и т.д.
00злая
жадная
страшная
ворчливая
и т.д.

туча рассыпалась градом и больше никому не мешала
а солнце весело бултыхнулось в море
потому, что не приняло душ после работы и легло спать, а сделало столько добрых дел – и было счастливо от удовольствия!
Стадия рефлексии: Задание: давайте, и мы выразим свое отношение к героям сказки.
Учащимся I и II группы закончить работу над кластерами. Учащимся III группы дать ответ на вопрос: почему эта сказка помещена в раздел «Самое обыкновенное чудо»?
А давайте вернемся к Корзине идей.
Вот ваши объяснения «счастья» в начале урока.
Вопрос: изменилось ли у вас понятие «счастья» к концу урока?
Ребята, у глухонемых людей, чтобы выразить кому-то свою благодарность или расположение, показать чувство радости, есть знак:
6797326560 (рука согнута в локте, пальцы сжаты в кулак, а мизинец и указательный – подняты)
Задание: к высказываниям великих людей о счастье, я добавлю еще одно:
Счастлив тот, кто делает других счастливыми.
Если вы со мной согласны - дайте знак: нарисуйте его в тетради и покажите мне (задание можно выполнять индивидуально, парами, в микрогруппе).
Сделайте вывод: что такое счастье?
Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал»
Задание: составьте синквейн – свое понимание слова «счастье».
Домашнее задание: написать 5 предложений на тему: «Ни один злой человек не бывает счастлив» (Ювенал)
Подготовить презентацию на тему: «А счастье – рядом».
Учащиеся III группы:
солнце – огромное светило, которое находится от нас на расстоянии 150 млн км и в тоже время оно рядом с нами: согревает, освещает, дарит веснушки и т.д.
дарит нам тепло, радость, счастье, а счастье – это тоже чудо
Учащиеся I группы показывают кластер – характеристику солнышка, которому дорисовали счастливое, улыбающееся личико.
Учащиеся II группы разрывают свой ватман с кластером – характеристикой тучки на кусочки, скатывают из них бумажные шарики и, осторожно подбросив вверх, имитируют град.
у меня не изменилось, просто счастьем нужно делиться: поддержать товарища в горе, помочь в беде, развеселить его, если он грустный
моя мама парикмахер, если девочка считает себя некрасивой, мама сделает ей красивую прическу
если у друга случился пожар, предложить пожить у нас
а если нет денег - просто быть рядом, если у него все сгорело, что же теперь не дружить с ним?!
на нашей улице живет мальчик – инвалид, ему собирали деньги всем селом, наверное, когда им эти деньги отдали, его мама сказала: «Какое счастье! Теперь нам хватит денег на операцию.» 1816735711200012439651111250071945523495!
0!
3556023495ДА!
0ДА!

78348068000Пальцы рук сжаты в кулак с поднятым большим пальцем.
00Пальцы рук сжаты в кулак с поднятым большим пальцем.
1232185935900
(можно не рисовать: приложить руку к сердцу, пальцы рук, сложенные для рукопожатия, подняты над головой)
быть кому-то нужным и полезным, не бояться творить добро
бывает, что мы не замечаем счастья, а оно - рядом
Задание выполняют по группам. Например:
Счастье
Щедрое, милое
Радуется, светится, помогает
Его все любят
Чувство
Отрывки из работ учащихся:
«. . . Если человек злой – у него злая душа. Такой человек способен на плохой поступок. . .» (Строганова Лиза)
«. . . Ослик был счастлив, потому что ему все помогали. Так же бывает и у людей. . .» (Красников Кирилл)
«. . . Когда человек злой, с ним никто не хочет дружить. А без друзей очень скучно. . .» (Быков Александр)
«. . . Когда у человека нет того, что ему очень хочется, он страдает и злится, и поэтому несчастлив. . .» (Трушева Вита)
«. . . Злых людей никто не любит. Я бы хотела, чтобы все вокруг дружили и никто никого не обижал. И чтобы все люди были здоровы. . .» (С.Н.)