Проект «Формирование языковой личности ученика начальных классов, как одна из тенденций современного образования»

Формирование языковой личности ученика начальных классов,
как одна из тенденций современного образования.


Родионова Любовь Эрнестовна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ «Средней общеобразовательной школы №7 ЗМР РТ» города Зеленодольска Республики Татарстан


«Начальное обучение - истоки создания личности»
З.Романовская



«Ноль вашей работе, если вы не научили
детей быть людьми, дружить, уважать вас и друг друга, быть коммуникабельными, умеющими вести диалог, пусть он трижды будет пятёрочником»
Ю. Вьюнкова



Итог работы учителя – её результативность. Говоря о результативности своей работы, я вспоминаю высказывания этих удивительных женщин, истинных занковцев, с которыми, к счастью, мне посчастливилось не только увидеться, но и не раз слушать их замечательные лекции, засиживаться допоздна, обсуждая нескончаемые проблемы обучения и воспитания. Благодаря им я научилась претворять в жизнь идеи Л.Занкова; отказавшись от чисто традиционной системы обучения, работать интересно и результативно в развивающем ключе; скучные уроки чтения, развития речи превратить в уроки- рассуждения, размышления, раздумья, в праздники души. Я испытываю радость от общения с детьми, ведь на моих глазах происходит формирование личности. Я слышу слова- благодарности, слова- признания родителей, удовлетворённых успехами детей. Дети живут на уроке. Познание соединяется с эмоциями, пережитые знания становятся убеждением. Пробуждаются природные силы ребёнка: страсть к развитию, страсть к взрослению, страсть к свободе. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и отвечать, думать и задумываться, вступать в диалог, сопереживать. В занковские классы не должно быть специального отбора. Поэтому, неудивительно, что в основном на первом этапе речь ребёнка не настолько развита, чтобы уметь выразить свои мысли, дать доказательные ответы, описать предметы и явления, тем более сочетать устную и письменную речь. Но благодаря спокойной, ненавязчивой работе, связанной с созданием стимула к говорению, с отслеживанием результатов, огромной заинтересованностью семьи в успехах ребёнка, результат сказывается. К концу обучения в начальной школе дети успешно справляются с программными нормативами, у них высок интерес к книге – как к источнику знаний. А это так необходимо в дальнейшем обучении. А это значит, ребёнок «не потеряется» в среднем звене, будет успешен, так как сумеет всё, чем владеет, выразить устно, описать в своих работах, оформить в рефератах и т.д. И что самое главное – дети растут настоящими людьми, не совершают безнравственных поступков, умеют отстоять своё мнение, обосновать выбранное решение, вести диалог, владеют культурой общения.
Истоки этой огромной кропотливой работы заложены уже в программе по обучению грамоте, в замечательном пособии, в «Азбуке» Н.Нечаевой. Автор удачно соединила воедино процессы обучения грамоте и грамотного владения родной речью. Именно здесь у детей продолжается формирование разговорной речи, совершенствуются навыки и умения монологической и диалогической речи, закладываются основы научной, деловой речи, дети получают первые навыки письменной речи. Каждый урок, когда в результате коллективного способа обучения, путём совместной учебной деятельности происходит контакт души педагога с душой ребёнка, идёт обогащение словарного запаса детей. Далее эта работа успешно продолжается на уроках чтения, русского языка, но я немного хочу остановиться на уроках развития речи, которые провожу уже с 1 класса. В отличие от норматива предпочтение отдаю сочинениям. Изложения мои дети тоже пишут, но не часто и не много. Классные сочинения пишем на сдвоенных уроках. При написании домашних сочинений можно пользоваться черновиками с урока, но обязательное условие для родителей: не писать за детей! Вначале идёт подготовительная работа, которая предполагает следующие этапы:
1. Устные рассказы детей. На уроках мои дети много говорят: описывают предметы, делятся впечатлениями.
2. Развитие активной речевой деятельности. Организую максимальное количество праздников, экскурсий. Потом мы рассказываем об этом, вспоминаем, делимся впечатлениями.
Работа над многозначностью, прямым и переносным значением слов.
Когда есть навык в устных рассказах, переходим непосредственно к написанию сочинений. Источниками для написания сочинений служат наблюдения за свойствами предметов, экскурсии, рассматривание художественных репродукций и картин и т.д. К написанию сочинений предъявляю требования, с которыми знакомлю и родителей: соответствие теме, полнота и последовательность изложения, выражение только своих чувств, использование только своего творчества, стилистическая и орфографическая грамотность. Черновые работы детей прочитываю, исправляю стилистические ошибки (но не красным), орфографические ошибки на изученные правила подчёркиваю, на неизученные правила – исправляю. Из наиболее типичных ошибок составляю зрительные диктанты. Использую сочинения по одному конкретному вопросу, такие как: «Расскажи о каком-нибудь математическом действии», «Что ты знаешь о предложении?», «Докажи, что мышь- дикое животное», «Зона пустынь», «Что общего и разного между кошкой и волком?», «Почему идёт дождь?», «Какие трудности испытываешь на уроках?», «Путешествия кита». Обучаю детей написанию сочинений-рассуждений, описаний, повествований. Наиболее часто использую следующие темы: «Зачем я учусь», «Для чего я читаю книги», «Каким я представляю себя через 15 лет», «Могут ли белки жить в воде?», «Если бы я был волшебником», «Самая дорогая вещь в нашем доме», «Хочу всё знать. А зачем?», «Чтобы я сделал, если бы проснулся взрослым», «О том, что меня особенно волнует», «О чём помнит моя семья», «Опиши один день из жизни своего сверстника, который не умеет читать и писать», «У тебя пропала собака». Огромная, целенаправленная работа по формированию языковой личности ученика находит логическое продолжение на других уроках, главное- не потерять значимость этого вопроса. Закончить хочу словами великого педагога В.А.Сухомлинского: «В душе у каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»