Методические рекомендации по формированию Портфолио работ студентов по МДК.02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий профессиональный лицей пищевой и перерабатывающей промышленности»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию Портфолио работ студентов



по профессиональному модулю ПМ.02

«Документирование и организационная обработка документов»

МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела»





ПО ПРОФЕССИИ 46.01.03 ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЬ














2016
МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела» по профессии 46.01.03 Делопроизводитель. Методические рекомендации по формированию портфолио работ студентов.

Составитель – преподаватель Блеч Т.Г. – ГПОУ «Донецкий ПЛППП», 2016. - с. 12.

Рецензент: Асламова Н.А., зам.директора по УПР ГПОУ «Донецкий ПЛППП»


Методические рекомендации предназначены для студентов ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей пищевой и перерабатывающей промышленности», обучающихся по профессии 46.01.03 Делопроизводитель.
В Методических рекомендациях даны цели, задачи формирования портфолио работ в процессе изучения МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела» принципы его составления. Описана структура портфолио и порядок оформления. Приведены примеры видов работ и критерии оценки портфолио.
В приложениях представлен порядок оформления обложки и оценочного листа портфолио.


Одобрено и рекомендовано
с целью практического применения
методической комиссией
протокол №05 от 22.12.2016г.
Председатель МК______Т.Г.Блеч
1.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОРТФОЛИО
РАБОТ СТУДЕНТОВ
/по МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела»/

Портфолио – инструмент самоорганизации,
самопознания, самооценки,
саморазвития и самопрезентации
обучающегося

Цель портфолио – подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: организации и систематизации документов текущего архива; по вопросам формирования справочного аппарата, обеспечивающего быстрый поиск документов; осуществлению экспертизы документов и передачи документальных материалов на хранение в архив
и осуществление контроля за формированием следующих компетенций:
Общие компетенции
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4
Осуществлять поиск информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5
Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


Профессиональные компетенции
ПК 2.1
Формировать дела

ПК 2.2
Обеспечивать быстрый поиск документов по научно-справочному аппарату (картотекам) организации

ПК 2.3
Систематизировать и хранить документы текущего архива


ПК 2.4
Обеспечивать сохранность проходящей служебной документации

ПК 2.5
Готовить и передавать документы на архивное хранение

ПК 2.6
Обеспечивать сохранность архивных документов в организации


Являясь альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:
1. Проследить индивидуальный прогресс обучающегося, достигнутый им в процессе получения образования.
2. Оценить образовательные достижения обучающегося.
Портфолио может быть представлено на экзамене по итогам изучения МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела»
/как доказательство сформированности определенных профессиональных и общих компетенций/.
Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
В современном понимании портфолио означает:
1. Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период его обучения;
2. Коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
3. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых преподавателем и обучающимися для мониторинга знаний, умений и навыков обучаемых;
4. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студентов.
Технология портфолио способствует:
- поддерживанию и стимулированию учебной мотивации студентов;
- развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
- формированию умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность студентов;
- закладыванию дополнительных предпосылок и возможностей для успешной специализации студентов.
Существует три основных типа портфолио: документов, работ и отзывов. Для оценки освоения компетенций студента при изучении МДК.02.01, наиболее целесообразным представляется составление Портфолио работ.
Портфолио работ – собрание различных творческих, практических, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение различного рода практик и др.
Портфолио работ по МДК.02.01. представляет собой «копилку» материалов, необходимых будущему специалисту для организации работ по систематизации и хранению документов текущего архива, формированию справочного аппарата и др. видов работ.
Портфолио работ может быть дополнено документами и отзывами о результатах учебной деятельности студента. Участие в различных видах деятельности могут подтверждаться фото и видеоматериалами, скриншотами, презентациями.

2.СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО

Содержание портфолио должно быть направлено на обеспечение полноценной проработки учебного материала от теории до решения практических и творческих задач по МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела».
Портфолио работ рекомендуется оформлять по изучаемым разделам междисциплинарного курса (МДК) программы профессионального модуля:

Раздел 1
Введение в курс

Раздел 2
Управление архивным делом

Раздел 3
Организационные основы архивного дела. Нормативно-правовая и методическая база архивного дела

Раздел 4
Общая характеристика нормативно-правовой и методической базы современного архивного дела

Раздел 5
Классификация документов архивного фонда. Комплектование архивного фонда

Раздел 6
Правовое регулирование архивных фондов

Раздел 7
Информационное законодательство и информационные правоотношения

Раздел 8
Информация архивных фондов как объект правоотношений

Раздел 9
Нормативно-правовое регулирование организационных основ архивного дела

Раздел 10
Нормативно-правовое регулирование оборота конфиденциальной информации архивных фондов

Материал портфолио должен быть структурирован по рубрикам: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения».
В разделе «Портрет» автор портфолио имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом. Это может быть эссе, синквейн (стихотворение из пяти строк), фотография и т.д. Раздел должен отображать особенности личности автора.
«Коллектор» представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую студент собирает в соответствии с темой портфолио. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информационные материалы, полученные от преподавателя, любой иллюстративный материал и т.д. – одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности студента. «Коллектор» – это своего рода «копилка» материалов или информации, которая будет использована в работе по изучаемым темам.
«Рабочие материалы» – раздел, включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы (таблицы, графики, схемы и т.п.), тексты сообщений и докладов, различные творческие работы, выполненные контрольные и самостоятельные работы, материалы по проектной деятельности обучающегося и т.д. Одним словом, данный раздел представляет собой копилку различного рода занятий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.
Раздел «Мои достижения» является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы преподавателей о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного (обращение сознания на себя, взгляд на себя со стороны) комментария к каждому материалу этого раздела, в котором обучающийся поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО

Портфолио представляет собой вместительную файловую папку, имеющую титульный лист (Приложение 1). Документы и материалы должны быть доступны для прочтения с обеих сторон файла. Все документы и материалы, размещенные в портфолио, должны быть внесены в Оценочный лист (Приложение 2) с обязательным указанием даты, что позволит проследить процесс фиксации и накапливание материалов, а также образовательной динамики в целом.
Портфолио должно составляться на бумажном носителе с использование информационно-коммуникационных технологий, а также может создаваться в электронном варианте для удобства дальнейшей его презентации при защите.
Выбор документов и материалов для портфолио и формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно. Это является ведущим принципом работы с портфолио. При необходимости, обучающийся может обратиться к педагогу за советом.
Каждое своё достижение студент фиксирует в Перечне работ. Перечень целесообразно вести в электронном виде до момента полного формирования портфолио. Материалы в портфолио должны быть четко структурированы по междисциплинарному курсу, согласно их расположению в рабочей программе МДК.02.01. Перечень работ размещается после титульного листа, за ним располагается оценочный лист.
Примечание. В портфолио могут входить домашние работы, результаты практических работ, тестов, результаты групповой работы, в том числе схемы, алгоритмы решения производственных задач, проекты, письменные творческие работы, краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ, аудио- и видеоматериалы, фотографии; схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и т.п., рефлексия общих особенностей своего учения, самооценка, постановка и обоснование целей будущего обучения/исследования, краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио, образцы документов, грамоты, сертификаты, справки и другие знаки определенных достижений студентов и т.д.

4.ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО
Оформление всех материалов должно быть эстетичным, с соблюдением требований к составлению и оформлению документов и наглядным средствам.
Требования к содержанию и оформлению портфолио:
наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента;
наличие аннотированного Перечня работ;
наличие заполненного Оценочного листа;
аккуратность/тщательность выполнения работ;
структурированность и наглядность материалов;
творческое и эстетическое оформление материалов;
наличие фактов, отражающих понимание студентом материала;
наличие материалов, отражающих размышления студента о своём познании (эссе, аннотации к работам);
разнообразие работ студента;
материалы, отражающие развитие студента: очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами.
5.ЗАЩИТА ПОРТФОЛИО
По окончании изучения МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела» происходит публичная защита портфолио на экзамене. Студент должен в наглядной форме представить и защитить Портфолио работ, которое демонстрирует достижения в освоении компетенций и овладении видом профессиональной деятельности: организации и систематизации документов текущего архива; по вопросам формирования справочного аппарата, обеспечивающего быстрый поиск документов; осуществлению экспертизы документов и передачи документальных материалов на хранение в архив.

6.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОРТФОЛИО СТУДЕНТА
Предметом оценки является сам созданный продукт (материалы, оформленные в печатном виде).
Критерии оценивания портфолио в баллах:
При общей сумме
100 баллов и выше - «отлично»;
81-99 баллов - «хорошо»;
61-80 - «удовлетворительно»;
60 баллов и меньше – «неудовлетворительно».

7.ТАБЛИЦА ВИДОВ РАБОТ

Наименование работы
Баллы
Комментарии

Образцы документов
1-5
Виды и разновидности документов по результатам практических работ, составленные и оформленные в соответствии с установленными для этих видов документов требованиями

Реферат или доклад
10
Текст доклада или реферата

Конспект статьи или параграфа
1-3
Конспект, оформленный в соответствии с требованиями

Выступление на семинаре
1-5
План (текст) выступления

Мультимедийные презентации к занятиям
3-5
Презентации на бумажных и электронных носителях

Посещение архива, музея, библиотеки
1-5
Отзыв, фотографии, эссе

Проект
5-10
Оформленный проект

Эстетическое оформление портфолио
5-10
Внешний вид, оригинальное оформление


Примечание: виды работ могут быть дополнены.

Список литературы

1.Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002.
2.Купцова Л.И. Портфолио как способ формирования профессиональных компетенций /Л.И. Купцова, Н.В. Мартынова, О.П. Томилина //Специалист – 2010. - № 3. С.- 18.
3.Новикова Т.., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. – №1, 2007.
4.Тюляева, Т.И. Портфолио ученика, или Папка личных достижений. Сборник методических материалов [Текст]: / Т.И. Тюляева. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160 с.

Приложение 1
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий профессиональный лицей пищевой и перерабатывающей промышленности»









ПОРТФОЛИО РАБОТ

по МДК.02.01. «Организация и нормативно-правовые основы архивного дела»






















Сведения о себе

ФОТО СТУДЕНТА (цветное изображение)




Фамилия, имя, отчество______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Дата рождения:______________________________________________________________________
Образование (какую школу окончил, год окончания)______________________________________
___________________________________________________________________________________
профессия, получаемая в ГПОУ «Донецкий ПЛППП»_____________________________________
___________________________________________________________________________________
Жизненное кредо (Девиз) ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Контактный телефон_________________________________________________________________
Е-mail______________________________________________________________________________


















Приложение 2
Оценочный лист
Ф.И.О. студента__________________________________________________________

Группа__________________ _________________Семестр___________________

МДК.02.01 Организация и нормативно-правовые основы архивного дела


п/п
Наименование раздела, МДК
Название видов документов
и материалов
Дата внесения
в портфолио
Оценка
в баллах




















ИТОГО















Составитель
студент группы ______________
______________ И.О. Фамилия
(подпись)
Дата создания портфолио:

Начало «____» _________________20 г.
Окончание «____»________________20 г.





ЛМАКЕ" РРАБОЧИ 3РМАРИАН"psd Заголовок 415