Опыт и актуальные вопросы внутренней системы оценки качества образования в ОУ

Л.Н. Осколкова
Директор МБОУ «Будюмканская основная общеобразовательная школа», Газимуро – Заводский район
Опыт и актуальные вопросы организации внутренней системы оценки качества образования в образовательном учреждении
Внутренняя система оценки качества образования МБОУ Будюмканской основной общеобразовательной школы включает комплекс показателей, начиная от организации питания и досуга обучающихся до учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Также оценивается степень доступности образовательных услуг с учетом реальных потребностей и возможностей школьников; учитывается влияние школы на здоровье детей и их социализацию; система дополнительного образования, наличие в ней ресурсов, направленных на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.
Целдостижение качества образования, соответствующего по-
требностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приве-
дения педагогических условий образовательного учреждения в соответствие с но-
выми требованиями ФГОС и критериями качества образования.
В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее  потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам, с точки зрения методологии качество – это системная категория, которая отражает соответствие результата поставленной цели. Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:
качество образовательной программы;
качество организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
качество управления образовательными системами и процессами;
качество потенциала педагогического состава;
качество ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
качество нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
качество питания, здоровьесберегающие технологии;
качество партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
качество потенциала обучающихся;
качество знаний.
Целью ВСОКО является - достижение качества образования, соответствующего потребностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе приведения педагогических условий образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС
Таким образом, в нашей школе ВСОКО представлено в виде двух основных блоков:
Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.
Качество результатов деятельности.
Важную роль в оценке качества образования играют мониторинговые исследования, которые осуществляются с учётом основных циклов функционирования школы (учебная четверть, полугодие, учебный год); основных этапов школьного образования (начальная, основная ступень). В мониторинговом исследовании используются различные способы и методы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования:
- анализ статистических данных;
- анкетирование;
- анализ документов;
- экспертное оценивание;
- беседа;
Учитываются следующие критерии, определяющие качество результатов работы школы:
Обученность и результаты аттестации учащихся 9 класса
Личностные достижения обучающихся и педагогов
Результаты совершенствования образовательного процесса
Выполнение учебного плана, прохождение программ по предметам
Объектами ВСОКО выступают:
индивидуальные образовательные достижения обучающихся;
профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
качество организации образовательного процесса;
материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
инновационная деятельность;
комфортность обучения;
доступность образования;
организация питания;
состояние здоровья обучающихся;
воспитательная работа;
финансовое обеспечение;
открытость деятельности.

Качество индивидуальных образовательных достижений
результаты:
государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-го класса;
промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);
результаты мониторинговых исследований:
качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;
обученности и адаптации обучающихся 1 и 5 классов;
участие и результативность работы в школьных, районных, региональных предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;
доля учащихся 9-го класса, получивших:
документ об образовании;
документ об образовании особого образца.
В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:
образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика;
отношение к учебным предметам;
удовлетворенность образованием;
степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.).
Профессиональная компетентность педагогов
отношение педагога к инновационной работе;
готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методических мероприятиях разного уровня, педагогических конференциях различных уровней, и т. д.);
знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;
образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей
и т. д.);
личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.
Качество образовательного процесса
результативность деятельности ОУ согласно Программе развития;
продуктивность и результативность образовательных программ;
результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;
достижения в конкурсах разного уровня и т. д.;
эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодном публичном докладе.
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса
программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет -ресурсов в учебном процессе;
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
обеспеченность методической и учебной литературой.
Качество инновационной деятельности
положительная динамика результатов обучения школьников;
полезность и практическая значимость инновационных процессов;
наличие совместных планов работы с учреждениями начального профессионального образования, социальными партнерами.
Комфортность обучения
соответствие техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов;
соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;
соответствующий морально-психологический климат.
Доступность образования
система приема обучающихся в школу;
отсев обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);
открытость деятельности ОУ для родителей и общественных организаций, ведение электронного журнала, дневника, наличие действующего сайта ОУ
Система дополнительного образования
количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;
заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;
степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;
результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);
Организации питания
количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;
количество обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;
соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Состояние здоровья обучающихся
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;
частота заболеваемости обучающихся;
эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.);
состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по группам здоровья).
Качество воспитательной работы
степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;
демократичность характера планирования воспитательной работы (участие в составлении планов тех, кто планирует, и тех, для кого планируют);
охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам и потребностям;
наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;
удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;
положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами);
наличие системы стимулирования участников воспитательного процесса;
участие классов в школьных мероприятиях;
участие ОУ в мероприятиях разного уровня.
Качество финансово-экономической деятельности
объективность и открытость введения новой системы оплаты труда;
объективность расстановки кадров (анализ штатного расписания);
Открытость деятельности ОУ
эффективность взаимодействия ОУ с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом;
рейтинг ОУ на муниципальном, региональном уровнях;
качество публичных докладов и их доступность широкой общественности.
Это основные критерии, которыми руководствуется наше учреждение.







Литература
Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса Нестеров А. А., Трыпицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса/ А. А. Нестеров, С.Ю. Трипицын . – 2001. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена.
Воробьев В. В. Измерительные шкалы и их развитие [Электронный ресурс]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кирдянкина С.В. Организация внутришкольного контроля Педагогический мониторинг / / Завуч: 2008. - №5. – с. 89 – 92.
Шамова Т.И. Инновации оценивания в школе первой ступени // Завуч: 2006. - №7. – с. 132 – 138.
Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях М.: Педагогика, 1989. 152 с.