Тема Применение укрупненных дидактических единиц в обучении химии

Дамбаева Дарима Дымбрыловна
МБОУ Российская гимназия №59 г.Улан-Удэ
«Применение укрупненных единиц в обучении химии»
Идея использования укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в школьном обучении принадлежит проф. П.М. Эрдниеву ( Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П.,1986.).

Технология обучения, основанная на УДЕ, раскрывает и приводит в действие огромные психофизиологические резервы головного мозга у каждого ученика.

При изучении химии к таким УДЕ знания следует отнести специальным образом записанные определения химических понятий. В учебном предмете «Химия» изучают некоторые основные понятия: формула вещества, тип вещества. В понятие «Формула вещества» вкладывается химическая формула индивидуального вещества, устанавливаемая в результате проведения анализа. Формула записывается с помощью химических символов, и в ней находит однозначное отражение качественный и количественный состав вещества. Определение этого важного понятия химии представим в виде УДЕ – укрупненного определения:



Химическая формула отражает состав
простых и сложных веществ



качественный



количественный

Классифицируя большое многообразие веществ, применяемых в химии, используя различные признаки. На первом этапе изучения химии в школе необходимо положить в основу классификации веществ такой существенный признак, как степень сложности состава. Обобщая краткое рассмотрение этого важного понятия, приведем его определение в виде УДЕ:

Вещество называется
простым


, когда
нельзя

разложить его на другие



Сложным



возможно



Приведенные два примера показывают, как учитель может методически обоснованно совмещать в обучении сходные или контрастные правила, суждения. Упрощая суть методического подхода в соответствии с представлениями П.М. Эрдниева, необходимо больше составлять взаимосвязанных упражнений из небольшого числа носителей информации(букв, цифр, слов, знаков), меняя лишь комбинацию или пространственное расположение их, иногда вводя минимум новых элементов. В системе УДЕ одним из основных приемов, используемых почти на каждом уроке, выступает самостоятельное составление обратных задач и их решение. Обучение химии с использование УДЕ позволяет максимально приблизиться к качественному выполнению учебной программы, приводит к овладению учащимися обобщенными знаниями, укрупнению единиц усвоения.
15