Модели уроков физики на основе деятельностного подхода


Технология опыта « Деятельностный подход на уроках физики».
Представляю модели уроков, в которых ученики заняты познавательной деятельностью. В них отсутствуют звенья «Потребность», «Мотивация», «Рефлексия» (учитель просто объявляет цель и ученики включаются в учебную деятельность).
Уроки, в основу которых положена работа учеников с тестовыми источниками.
Урок – круглый стол: обмен мнениями.
Идея урока. Объявляю тему как проблему, сформулированную в виде вопроса; ответ на вопрос должен допускать разные оценки, например: «Трение полезно или вредно?», «Инерция – наш друг или враг?». Дается время для просмотра учебника, записей в тетрадях, дополнительных материалов, обдумывания. Сообщаю, что по прошествии времени состоится обмен мнениями по проблеме. Каждый должен подготовить свое высказывание, обосновать его, приведя хотя бы один факт, сделать вывод и выступить. Условие: факты не должны повторяться.
План урока.
Организационный момент.
Работа учащихся с литературой, размышления.
Выступления.
Подведение итогов.
Условия применения и особенности урока. Ответы учащихся должны быть четкими и краткими. Урок учит публичным выступлениям и формирует собственное мнение, приучает его обосновывать.
Уроки, в основу которых положена работа учеников с учебниками.
Идея урока. Обращение к уже имеющимся знаниям об объекте или явлении, самостоятельная работа учащихся с книгой.
План урока.
Объявление учителем цели урока.
Заполнение на доске в ходе беседы с классом таблицы.
Что знаем о …. Чего не знаем о.. Что узнали новое…
Работа учащихся по группам с учебником, справочником, хрестоматией. Каждая группа готовит ответ по вопросам таблицы.
Заслушивание подготовленных ответов. Формулирование выводов.
Условия применения и особенности урока. Урок целесообразен в тех случаях, когда у учащихся по теме есть первоначальные представления. Основан он на групповой и коллективной деятельности учащихся; используется самостоятельная работа с литературой.
Уроки на основе наблюдений и экспериментов.
Урок экспериментов учащихся.
Идея урока. Тему урока учитель разбивает на ряд набольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручает отдельным группам учащихся. Одного типа или содержания задания варьируют, используя различное оборудование и , таким образом, увеличивают число групп и делают работу индивидуальной. Затем полученные результаты учащиеся докладывают классу , и на их основе класс формулирует общий вывод.
План урока.
Объявление темы.
Раздача экспериментальных задач группам.
Самостоятельные опыты учащихся. Формулировка выводов.
Доклады групп о полученных результатах. Обсуждение их.
Сведение всех выводов в один, раскрывающий тему урока.
Условия применения и особенности урока.Такое занятие возможно, если а) раскрытие темы опирается на эксперимент и б) эксперимент можно разбить на несколько разных по содержанию задач.
Урок – лабораторная работа «Эврика ! Я открываю…(закон, явление)».
Идея урока. В кратком выступлении учитель сообщает, что в таком- то … году ученый… открыл закон или явление… . И предлагает всем стать исследователями и попытаться самим сделать это же открытие.Учащиеся выполняют задание без заранее составленного и обдуманного плана, постигая новое методом проб.
План урока.
Вступление учителя.
Самостоятельные исследования учащихся.
Подведение итогов.
Условия применения и особенности урока. Так построить урок можно в том случае, если он посвящен изучению какого-то явления, закона. Например, можно открыть закон отражения света, явление электромагнитной индукции.
Урок – наблюдение
Идея урока. После объявления цели урока учащимся раздают листы-инструкции с вопросами.
Содержание одного варианта инструкции.
Что я наблюдал?
Причина явления?
Вывод.
План урока.
Вступление учителя, организационный момент.
Самостоятельные наблюдения учащихся.
Обсуждение итогов работы.
Условия применения и особенности урока. Наблюдения можно вести за демонстрацией учителя, за явлениями природы.
Уроки теоретико-экспериментальные.
Урок – ролевая игра в лабораторию физических проблем.
Идея урока. Класс превращается в научную лабораторию. Создаются группы теоретической физики, экспериментальной, прикладной, истории науки и т.д. Каждая группа получает задание, готовит свой отчет. Эта работа занимает первую часть урока.
Вторая его часть – представление отчетов, их доклад и обсуждение.
Условия применения и особенности урока. Урок проводят по темам, в содержание которых входит разный по характеру материал ( теория – для теоретиков, вывод формулы – для группы математической физики, эксперимент – для экспериментаторов и т.д.). Занятие, как правило, занимает 2 часа.