Реализация ФГОС посредством конструирования уроков отвечающих современным требованиям, предъявляемым к урокам.


Реализация ФГОС посредством конструирования уроков отвечающих современным требованиям, предъявляемым к урокам.
Медея Дмитриевна Бердникова
преподаватель английского языка
Бюджетное учреждение профессионального образования «Няганский технологический колледж», г. Нягань
Организация практического обучения в профессиональном образовании
«Дети – наше будущее» - как часто мы слышим эту фразу. Но, от кого оно зависит? Кто поможет ребёнку адаптироваться к условиям современной жизни и быть успешным? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века должен быть активным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Современное общество нуждается в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.
Основной формой работы преподавателя остаётся урок, поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Целью современного урока и является создание условий для формирования и воспитания такой личности.
Когда учитель формулирует педагогическую цель конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Педагогическая цель (задача) конкретного урока складывается из:
- познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);
-воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;
-развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что будем учить и, чему будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить.
Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и ученика. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Эвристическая беседа, диалог, полилог – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества.
Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая. Очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно (фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически в работу включены только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами.
Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых (пары) и больших (4 -5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей.
Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний.
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап актуализации субъектного опыта учащихся
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
6.этап закрепления изученного
7.этап применения изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап информации о домашнем задании
11.этап подведения итогов занятия
12.этап рефлексии
Из этого набора этапов учитель создаёт самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами
Основной этап определяет тип учебного занятия. В пределах изучения темы использую следующую последовательность: урок усвоения новых знаний, урок повторения и закрепления, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации, урок контроля и оценки знаний, урок коррекции знаний.
Комбинированный урок включает следующие этапы: организационный, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов учебного занятия, этап рефлексии. Недостатком комбинированного урока является предсказуемость действий педагога, что снижает познавательный интерес учащихся.
Можно сделать вывод, что есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение и недостаточная чёткая отработка этих этапов обязательно приведёт к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объёме.
Важно использовать при конструировании урока здоровьесберегающие технологии, поскольку конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья обучающихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия.
Использование мультимедийных технолологий в учебно – воспитательном процессе позволяет:
позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика;
позволяет повысить качество обучения предмету;
зримо воплотить в жизнь принцип наглядности.
Использование ресурсов сети Интернет
 Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки целенаправленного поиска информации и умение систематизировать ее по заданным признакам.
Список литературы:
1. Аюпова С.Д. Критерии компетентности урока / С.Д. Аюпова // Справочник заместителя директора школы. – 2013. – №2. – С. 65 – 82.
2. Болотова, Е.Л. Правовое обеспечение урока / Е.Л. Болотова // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №12. – С. 20 – 32.
3. Гриценко, Л.И. Моделирование и конструирование урока в контексте требований ФГОС / Л.И. Гриценко // Школьные технологии. – 2014. – №4. – С. 40 – 46.
4. Кавалерчик, Т.Л. Искусство управления уроком: менеджмент в течение 45 минут / Т.Л. Кавалерчик // Народное образование. – 2014. – №8. – С. 71 – 81.
5. Левитская, Н.А. Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения / Н.А. Левитская // Школьные технологии. – 2013. – №3. – С. 28 – 33.
6. Миронов, А.В. Признаки урока, ориентированного на новый образовательный стандарт / А.В. Миронов // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №11. – С. 3 – 6.
7. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2012г.