Обобщение опыты работы на тему Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС

Обобщение опыта работы

Педагогический проект «Проектирование современного урока географии в условиях реализации ФГОС. Конструирование технологической карты урока географии»
Актуальность: В рамках реализации программы ФГОС  ООО  учитель должен решить несколько важных задач, и одна из них наиболее главная - это развитие личностного интереса к предмету, приводящее к достижению личностных результатов. Структура ФГОС предусматривает основные требования:                
         к результатам основной образовательной программы
         требования к структуре ООП
         требования к условиям реализации ООП
Функция учителя состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения , т.е необходимо владеть технологией проектирования Технологических карт уроков.
Целью данного педагогического опыта является реализация программы ФГОС ООО по географии посредством применения современных технологий технологии и внедрение технологических карт , через моделирование, конструирование обучающей среды на уроках географии.
Задача: Создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

«Обучение, воздействуя на ум, чувства и волю, гармонически воспитывает целостного человека».  (А. Дистервег)
Современный урок - многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия преподавателя и учащихся
Предполагаемые результаты
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).Технологическая карта – это своего рода паспорт проекта будущего образовательного процесса.
Предметные – формируются Знания, понятия, представления.
Метапредметные - понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Оценивать достижения на уроке.
Личностные- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию.
Создание технологической карты позволяет учителю: осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;  определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);  определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;  соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт.



Технологическая карта урока по географии,
5 класс
Автор:
Тверитина Татьяна Анатольевна
учитель географии
Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ



Граждановка 2016


Технологическая карта урока
(урок «открытия» новых знаний.)
Предмет: География
Класс: 5
Тема урока: Путешествие по материкам
Планируемые результаты
осознание ценностей географических знаний и применять эти знания в определенной ситуации.

Уметь характеризовать каждый термин урока


Техники и технологии: Применение компьютерной техники, мультимедийных средств.
Ресурсы: Учебник для общеобразовательных учреждений/И.И.Баринова, А.А. Плешаков , Н.И. Сонин. География. Начальный курс.5 класс
Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, физическая карта, атлас, контурные карты, презентация.
№ п/п
Этапы урока
(время)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Формы оценивания





Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные


1
Организационный момент
1мин.
Проверяет готовность рабочего места учеников, комфортность, создает ситуацию успеха. ( поздороваться глазами)

Готовят рабочее место, приветствуют учителя.

Самоопределение


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2
Установка познавательной задачи
2мин.


Не называя тему урока, предлагает расшифровать записи на интерактивной доске.
Предлагает сформулировать цель урока.


Определяют тему урока, используя наглядность, формулируют цель урока, записывают тему урока в тетрадь, просматривают параграф.


Анализ, сравнение, обобщение, аналогия
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания



3

Создание проблемной ситуации
1мин.

Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?

Делают вывод, что суша занимает 29% поверхности Земного шара




Построение логической цепи рассуждений



4
Открытие нового знания
10мин.

Сколько на Земном шаре материков?Материков на Земном шаре -6.
Назовите их?
Частей света-6.
Учитель называет и показывает по карте.
Остров- часть суши окруженный со всех сторон водой.
Определить по рис.139, какими океанами омывается каждый материк.
Найдите на карте крупные архипелаги.
Отвечают на вопросы



Работают с учебником. Отвечают на вопрос

Записывают все определения

Работают с географической картой





Осознание ответственности за общее дело
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Познавательная инициатива
Извлечение необходимой информации из текстов
Использование знаково-символических средств
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Достижение договоренностей и согласование общего решения


6
Первичная проверка понимания
3мин.

Организует проверку по интерактивной доске (ЭОР)


Работают в цепочке

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Контроль
Анализ, сравнение, обобщение, аналогия, классификация
Подведение под понятие
Осознанное построение речевого высказывания
Построение логической цепи рассуждений
Доказательство

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач
Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Использование критериев для обоснования своего суждения

Дифферен-цированная оценка

7
Включение нового знания в систему
15мин.

Отправляемся в путешествие по материкам.
1остановка Евразия
2остановка Африка
3остановкаСеверная Америка
4остановка Южная америка
5остановка Австралия
4 остановка Антарктида
Работают с учебником. Отвечают на вопрос
Работа с контурными картами, подписывают материки

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.



8
Проверка понимания.
5мин.
Проходят тест (ЭОР)
Отвечают на вопросы.




Текстовый материал переводят в табличный .. работа с атласом.


Анализ таблицы.

Самоопределяться в решении географических вопросов.
Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы
Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Сравнение с эталоном.
Самооценка группы

9
Домашнее задание
2мин.


Подготовиться п.22

Записывают д/з п.
Самоопределение





10
Подведение итогов. Оценивание
2мин.
Совместно с учениками подводит итоги урока:
«Сегодня узнали».
«Сегодня научились».

Определяют уровень своих достижений, отвечая на вопрос учителя.


Анализ, сравнение, обобщение
Подведение под понятие
Осознанное построение речевого высказывания

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Формулирование и аргументация своего мнения
Итоговая оценка

11
Рефлексия
3мин.



Оцените свою работу в классе.
Вспомнить тему урока, цель.

Перед вами яблоки, выберите тот цвет, который соответствуют нашему уроку и повесить на дерево
Оценивают свою работу



красное- мне все удалось
в полоску- мне не все удалось

зеленое- у меня не все получилось








Составлять план решения проблемы.


Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),


Так что же для  нас современный урок?
Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.
Что главное в уроке?
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему развивать понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


Личностные: Учащийся должен обладать:
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Предметные: знать понятия : материки, части света, остров, архипелаг.


Метапредметные: Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить
Оценивать достижения на уроке
Оценивать работу одноклассников
Высказывать суждения, подтверждая ее фактами
Работать с текстом, презентацией, таблицей



15