Проектирование урока в условиях реализации ФГОС в начальной школе


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1

Выступление по теме:
«Проектирование урока в условиях реализации ФГОС
Подготовила
учитель начальных классов
МАОУЛ № 1
Мизирева О.А.
2016 год
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, иметь способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, поэтому социально значимыми становятся способности к самостоятельному выбору, построению или освоению новых способов деятельности. Этот социальный заказ обусловлен быстрым изменением средств, используемых в деятельности человека, необходимостью ориентироваться в динамично изменяющемся информационном потоке, самостоятельно принимать решения и доводить их до исполнения.
В школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок.
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – нудных, веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Для учителя урок – это единица времени, основная форма учебного процесса, «логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса», «момент истины» и еще множество определений, строгих и образных, шутливых и научных в зависимости от индивидуальных особенностей тех, кто отвечает на этот вопрос.
Урок, его планирование (проектирование) и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно ...
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», — писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
В основание новой технологии урока заложены 3 постулата:
1.Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Что такое проектирование?
Если мы обратимся к Большому Энциклопедическому словарю, то узнаем, что «Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта». Отсюда, «педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок)».
Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности. Проект – это детальное описание процесса достижения цели.
       Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?        Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.         Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
  Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В своём докладе попробую остановиться на основных этапах работы по данной проблеме.
Учебно-воспитательный процесс начинается с урока и им же заканчивается. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях ФГОС ООО, на мой взгляд, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках надо стремиться:
          создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
          стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. д.
          использовать в ходе урока дидактические материалы, позволяющие ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
          оценивать деятельность ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;
          поощрять стремления ученика находить свой способ работы (решение задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
          создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создавать обстановку для естественного выражения ученика. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.
Традиционный урок Современный урок
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока
Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.Учитель выступает в роли передатчика знаний.Ученик играет пассивную роль.
Ученик не участвует в конструировании урока.
Акцент делается на память, заучивание и повторение.Учитель постоянно оценивает знания учеников.Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.Применяется постоянная проверка знаний учеников.Акцент делается на соревновательность между учениками.Обучение происходит в рамках класса.
Слабый акцент на творческое начало.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Учитель выступает в роли организатора.Ученик играет активную роль.
Ученик участвует в конструировании урока.
Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.Формирование знаний происходит по свободной системе.
Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.
Обучение не ограничивается только классом.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.Практическая направленность учебного процесса.Включение в содержание урока упражнений творческого характера.Создание условий для проявления самостоятельности учащихсяРациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.Включение компьютеров в педагогические технологии.
Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами. Данная таблица позволяет сделать вывод:
различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке.Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
1.    Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2.    Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3.    Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4.    Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5.    Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6.    Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения. Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Структура современного урока – это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания и развития. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Результатом этого первого этапа будет определение  типа урока.Из этого будут вытекать цели урока. Постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит всю логику будущего урока, – второй этап проектирования урока.Планирование результатов обучения –третий этап проектирования урока.Задачи, отвечающие ведущей цели урока – это главные задачи урока.Таким образом, урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
 Рассмотрим же содержание основных этапов урока:●1. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Основной целью этапа Актуализации знаний, является подготовка мышления учащихся и организация осознания имивнутренней потребности к построению нового способа действий.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций
(внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
●3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затрудненияявляется постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбораспособа и средств их реализации.Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин
• Способы: диалог, групповая или парная работа.
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
• Выведение алгоритма.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
• Выполняется письменно.
• Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты
• Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
Таким образом, вместо распространенного в массовой практике составления конспекта урока, представляющего собой набор различных форм работы и заданий, «навязанных» ребенку учителем, проектирование технологической карты урока на основе ЛООС представляет собой четкую структуру планирования взаимодействия учителя и детей на уроке, в рамках которой каждый учащийся:
- может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную задачу, осознать свою роль в ее решении;
- будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта являются наличие у ребенка собственной цели, личностного (мотивационного) компонента деятельности, активности;
- получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;
- научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных личностных качеств для достижения поставленных целей.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Все это в совокупности позволит учителю решать на уроке центральную задачу ФГОС – формирование самостоятельной учебной деятельности.