«АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»


«АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Урманчеева С. А.,
зам. директора по УР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Актуальность данного вопроса не вызывает сомнений, так как переход на стандарты второго поколения неизбежен. А это значит, что учитель должен быть готов ко всем изменениям, которые нас ждут в ближайшее время. И не в последнюю очередь, это уход от традиционного конспекта урока к разработке технологической карты, которая включает в себя многочисленные аспекты современного урока, системно-деятельностный подход, формирование и развитие УУД, разнообразные техники и приёмы.
Меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.
В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)
Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода к занятиям. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.
Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.
Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:
сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющемся опыте;
сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
Учитель, проектируя занятие, составляет технологическую карту урока.
Традиционный конспект – это содержание урока по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании урока учитель определяет все виды деятельности учащихся на уроке в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту урока, учитель формулирует проблемные вопросы для учащихся, направленные на  достижение результата. Поэтому в типологию и структуру современного урока внесены новые элементы и этапы.
Типы уроков деятельностной направленности по целеполаганиюУроки «открытия» новых знаний
Уроки рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам.
Требования к современному уроку
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.   
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая  с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей [3].
Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем (то есть отбирает материал, рассматривая его сквозь призму деятельности).
Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех  учащихся, поэтому  на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.На всех этапах урока учитель применяет разнообразные техники и приёмы, что позволяет включить учащихся в активную мыслительную деятельность без потери времени[4].
Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, побуждающих к  действию учащихся.
Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие).  Выполняя такие задания, учащиеся не находят готовый ответ в учебнике, а значит  учатся применять знания на практике,  проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.
Формулировка таких заданий звучит иначе. Для примера рассмотрим несколько заданий: на традиционном уроке математики предлагают  высчитать площадь прямоугольника, на современном же уроке задание может выглядеть так: Дан план комнаты и размеры напольных покрытий. Определите, какой из предложенных покрытий полностью закроет пол.  Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью.
Тема урока  - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке. Современный  урок предполагает, что тема урока может быть сформулирована и самими учащимися [1].
        В качестве примера рассмотрим  несколько видов заголовков
1. Вопросительная форма заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить  в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод.
  Заголовки такого типа предполагают рефлексию (т.е. процесс анализа индивидом своей мыслительной деятельности) после изучения темы.
2. Заголовок, заимствованный из известных художественных и исторических текстов подходят для урока  по анализу исторических документов, летописей.
3. Заголовки, содержащие прием отстранения освещения знакомого факта под  новым углом зрения, удобны для установления межпредметных связей и проведения интегрированных уроков.
4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные ситуации  помогают ученикам задуматься о глубинных причинах событий, на уроках истории, географии, биологии такие заголовки помогают увидеть возможность альтернативного развития страны, на уроках литературы – развития литературного процесса. Они лаконично сочетаются с нетрадиционными формами урока.
5. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.
Использование учителем различных видов заголовков  выводят урок на новый, современный уровень; позволяют реализовать системно-деятельностный подход к обучению, применять проблемное обучение.
Критерии эффективности урока
Обучение через открытие
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной
образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, обсуждений
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности:
Моделирование затруднений и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения
Педагог управляет деятельностью учащегося.
Таким образом, современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Обучающиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения  необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Литература
А.А.Гин. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 2001г. – )Таблица-конструктор https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fihttps://sites.google.com/site/konstruktoruroka/priemy-i-tehniki