Методическая разработка занятия по спортивным играм Баскетбол

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №1» филиал №3








Методическая разработка
занятия
По дисциплине: Физическая культура
Тема «Освоение техники ведения мяча, совершенствование ловли, передачи мяча».


















Москва 2016 год

ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
математических и общих
естественнонаучных дисциплин






Протокол №
от « » 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_____________/ А.Ю. Увакина




Утверждаю

Заведующая учебным отделом
________________/ В.Д. Пажильцева














Составил:
Крылова Л.И. – преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории .




Содержание
1.Мотивация4
2.Цели и задачи...5-7
3.Технологическая карта занятия..8
4.Инструктаж по технике безопасности на занятии9
5.Упражнения для разминки..10-11
6.Оснавная часть занятия...12-15
7.Заключительная часть занятия...15-16
8.Приложение. 17
Тема занятия: Освоение техники ведения мяча, совершенствование ловли, передачи мяча.

Цели и задачи:

Образовательные задачи:
1.Освоение техники ведения мяча;
2.Совершенствование передач мяча;
3.Совершенствование ловли мяча.

Оздоровительные задачи:
1.Укрепление дыхательной и сердечнососудистой системы.
2.Развитие координационных способностей на занятии.
3.Соблюдение санитарно-гигиенически норм и правил.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать аккуратность.
2.Воспитывать интерес у обучающихся к поддержанию привычной двигательной активности.
3. Воспитывать чувство товарищества.
Универсальные компетенции:
1.Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
2.Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
3.Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
1.Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
2.Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
3.Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
4.Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные:
1.Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
3.Сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4.Определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
1.Формировать умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме;
2.Отвечать на вопросы преподавателя;
3.Находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе.
Коммуникативные:
1.Участвовать в диалоге на занятии;
2.Уметь слушать и понимать других.
Предметные результаты:
1.Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость);
2.Характеризовать показатели физического развития;
3.Выявлять характер зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений;
4.Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
5.Представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
6.Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
7.Бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
8.Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
9.Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
Межпредметные:
1.Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
2.Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
3.Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
4.Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
5.Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
6.Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
7.Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.




Место проведения: спортивный зал колледжа

Время занятия: 90 минут.

Форма и методика проведения – практическое занятие.

Оснащение занятия: баскетбольные мячи

Межпредметные связи: сестринское дело в педиатрии, терапии, хирургии, ОБЖ.

Технологическая карта занятия

Раздел урока
Содержание урока
Время
Примечание

1.
Организационный момент.
15 мин.



Выявление больных, освобожденных, Инструктаж по технике безопасности.




См. стр. 9-10

2.
Подготовительная часть.
20 мин.



Построение и ознакомление с целями занятия.
Упражнения для разминки..


См. стр. 11

3.
Основная часть.
1.Освоение техники ловли и передачи мяча на месте.






2.Освоение техники ведения мяча.

35мин
1.Передача двумя руками от груди
2.Выполнение правильного держания мяча

3.Имитация передачи двумя руками от груди

1.Приспосабливать вид и скорость ведения мяча к ситуации
2.Ведение правой и левой рукой;




3.Ведение с изменением высоты отскока;
4.Ведение с изменением скорости

См. стр.12-14

4.
Закрепление.
10мин.


5.
Заключительная часть.
1.Подвижные игры
10мин.
См.стр.15-16


2.Подведение итогов, организованный уход


Выставить оценки.

Инструктаж по технике безопасности на занятиях по баскетболу

Общие правила по предупреждению травматизма
при проведении занятий по спортивным играм
1.Иметь собственную и соответствующую виду деятельности спортивную форму:
- при температуре выше +15оС – короткая форма, спортивная обувь;
- при температуре ниже +15оС – спортивный костюм, спортивная обувь.
2. Быть предельно внимательным и сосредоточенным при объяснении, рассказе, показе и выполнении упражнений, заданий и т.п.
3.Осознанно и интенсивно выполнять разминку, имитационные и специальные упражнения.
4.Без разрешения преподавателя не начинать выполнение упражнений и заданий.
5.Не расслабляться и не отвлекаться при выполнении упражнений и заданий.
6.Не начинать выполнение упражнения или задания без точного представления о его технических особенностях выполнения.
7.Оказывать необходимую помощь товарищу в случае необходимости.
8.Перед уроком снять все украшения, которые могут стать причиной травмы.
9.Длинные волосы должны быть собраны в «хвост» или заплетены в косичку
10.Ногти должны быть коротко острижены.
11.Очки должны быть на резинке и иметь роговую оправу.
12.Не бросать мяч под ноги игрокам.
13.Не передавать или подавать мяч ногой.
14.Строго соблюдать дисциплину, выполнять все требования и указания преподавателя.
15.Не нарушать определенную преподавателем организацию урока.
16.Все тренировочные игры проводить в соответствии с правилами вида.
17. О своем плохом самочувствии или травме (или своего товарища) немедленно сообщить преподавателю.

Техника безопасности на уроках баскетбола
Преподаватель должен следить за тем, чтобы обучающийся:
Не выполняли ведение мяча с опущенной головой
Не сталкивались, видели соперников и партнеров
Не толкались в спину и не отбирали мяч со спины
Не выставляли пальцы вперед навстречу передаче
Не передавали мяч в спину партнера
Не стояли под корзиной во время тренировки и выполнения бросков
Не ставили подножек
Не выставляли локти
Не делали блокировок
Не толкались руками.

Упражнения для разминки

а). Различные виды ходьбы: на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, в полуприседе и глубоком приседе.

б). Бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой.

в). Перестроение в четыре шеренги.


Примечание:
1.Следить за дыханием и правильным движением рук во время бег.
2.Бег выполняется по первой дорожке, ходьба по третьей
3.Соблюдать дистанцию в шеренгах



Комплекс № 3. (с баскетбольным мячом)
1. И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1-2 – мяч вверх, подняться на носки, потянуться;
3-4 – и.п.
2. И.п. – стойка ноги вместе, мяч внизу.
1 – мяч на грудь; 2 – мяч вверх, потянуться; 3 – мяч на грудь; 4 – и.п.
3. И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1 – мяч вверх; 2 – наклон вперёд, коснуться мячом пола; 3 – выпрямиться мяч
вверх; 4 – опустить мяч, и.п.
4. И.п. – стойка ноги врозь, мяч сзади внизу.
1 – наклониться назад, положить мяч на пол; 2 – выпрямиться, стойка ноги
врозь; 3 – наклониться назад, взять мяч; 4 – выпрямиться, и.п.
5. И.п. – стойка ноги врозь, мяч впереди.
1 – мах правой ногой вперёд, коснуться носком мяча; 2 – и.п.;
3-4 – то же с другой ноги.
6. И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.
1-2 – присесть, мяч вперёд; 3-4 – и.п.
7. И.п. – стойка ноги вместе, мяч внизу.
1 – прыжок на месте, на двух ногах, мяч на грудь;
2 – прыжок на месте, на двух ногах, мяч вверх;
3 – прыжок на месте, на двух ногах, мяч вперёд;
4 – прыжок на месте, на двух ногах, мяч вниз.



Основная часть занятия


Передача двумя руками от груди











Для выполнения передачи ученик, держит мяч двумя руками перед грудью. При этом большие пальцы направлены друг к другу, остальные вверх - вперед. Руки согнуты, локти обращены вниз. Для выполнения замаха руки с мячом описывают небольшое кругообразное движение вниз-назад-вверх, кисти разгибаются. Затем руки резко выпрямляются, толкая мяч от груди в направлении цели. Бросок заканчивается активным сгибанием кистей и разгибанием ног.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Передача мяча двумя руками сверху


Применяется в тех случаях, когда противник находится близко от передающего. В исходном положении игрок держит мяч вверху, руки слегка согнуты, ноги на ширине плеч согнуты и расставлены параллельно или одна впереди. Для выполнения передачи ученик делает небольшой замах назад, затем, разгибая ноги, активным движением рук вперед с захлестывающим движением кистей направляет мяч партнеру



Передача мяча с отскоком от площадки











То же, что и при передаче двумя руками от груди, только мяч попадает партнеру после отскока о площадку. Передача мяча должна быть как можно ближе к партнеру (необходимо обращать внимание на правильность положения рук при передаче и ловле мяча). Ноги – согнуты в коленях



Передача мяча одной рукой (левой, правой) от плеча












При передаче правой рукой левая нога находится впереди. При передаче левой рукой правая нога находится впереди. Ноги при этом должны быть согнуты в коленях.



Ловля двумя руками на месте











В момент ловли мяча он может находиться над головой, на уровне груди, ниже пояса, отскакивать от площадки или катиться по ней. Ловлю мяча можно осуществлять двумя или одной рукой, стоя на месте, в прыжке или в движении. По направлению к ученику мяч может лететь навстречу, сбоку или сзади-сбоку, т.е. вдогонку (при поступательной передаче).


Ловля мяча одной рукой на месте



Ловля одной рукой чаще всего применяется для овладения мячом, летящим сбоку или по высокой траектории. В подготовительной фазе игрок вытягивает дальнюю от мяча руку навстречу ему, располагая ладонь перпендикулярно к направлению полета мяча. С момента касания мяча пальцами начинается основная фаза, которая сопровождается уступающим сгибанием руки в плечевом и локтевом суставах до прямого угла и отведением ее назад, как бы продолжающим полет мяча. Одновременно туловище поворачивается в сторону ловящей руки. Некоторое время мяч может удерживаться на кисти силой инерции, но, чтобы исключить его потерю, следует в завершающей фазе как можно быстрее подключать к ловле другую руку и приходить в стойку игрока, владеющего мячом. Одной рукой также ловят высоколетящие мячи. При этом мяч останавливают раскрытой кистью выпрямленной вверх.
Обучение технике ведения мяча.

Ведение мяча.

Ведение – продвижение игрока с мячом, ударяя мяч об пол одной или поочередно двумя руками (дриблинг).
Мяч следует направлять (толкать одной рукой) к полу. Ладонь при этом согнута в виде чаши, пальцы – широко раздвинуты. При ведении ноги согнуты в коленях.

Необходимо следить за тем, чтобы в процессе ведения мяча кисть толкала мяч, а не ударяла по нему. При этом кисть должна быть расслаблена. Толкать мяч нужно вперед и несколько в сторону от ноги.



Заключительная часть.

Подвижная игра «Мяч капитану»
Количество играющих - 10 16 чел.
Подготовка. В противоположных углах площадки двумя линиями (с расстоянием 1 м) очерчивают секторы. Играющих делят на две команды. Каждая команда выбирает своего «капитана», которые встают в малые секторы им 1/2 поля соперников.
Описание игры. Начинают ее в центре поля с подбрасывания мяча между двумя игроками из равных команд. Овладевшая мячом команда старается с помощью передач приблизиться к сектору своего «капитана» и передать ему мяч. За каждую удачную попытку командам засчитывается одно очко. Выигрывает команда, набравшая в установленное время большее количество очков.
Правила.
1. Ни один из играющих не имеет права заступать за линию сектора, а вратарь - выходит из малого сектора.
2. Мяч засчитывается, если «капитан» поймал его с лета, а не после отскока от стены или играющих.
3. Нельзя бегать с мячом, вести его. Можно только сделать два шага.
4. Мяч, вышедший за пределы поля, вбрасывает противоположная команда в точке выхода мяча.
5. Если защитники для перехвата мяча, направленного «капитану», входит в сектор, мяч засчитывается нападающей команде.
6. В борьбе за мяч не разрешается захватывать или толкать соперников. За нарушение пострадавший выполняет штрафной бросок (передача мяча «капитану») с расстояния 7 м. Охраняет «капитана» только один защитник, располагаясь у линии сектора.
Методические указания. 1. Команды должны иметь отличные повязки или играть в футболках разного цвета. 2. В ходе игры следует чаще обращать внимание играющих на ошибки и объяснять их, т.е. делать микропаузы продолжительностью 15-20 с.

Борьба за мяч.
Играют две команды на баскетбольной площадке. Преподаватель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.












Приложение






















Инструкция по технике безопасности на занятиях по баскетболу

Обучающийся должны помнить, что:
Запрещается без разрешения преподавателя брать инвентарь и выполнять физические упражнения
Запрещается без наблюдения преподавателя находиться в спортивном зале и выполнять броски в кольцо
Категорически запрещается висеть на дужке кольца, залезать на баскетбольный щит
Во время ведения мяча не бить по мячу кулаком или ладонью
Не смотреть на мяч, а видеть игровое поле, партнеров, соперников
Уметь выбирать оптимальную скорость
Избегать столкновений
Предугадывать перемещения соперника.
При передачах мяча:
Не выставлять пальцы вперед, навстречу передаче
Не передавать мяч резко с близкого расстояния
Передавать мяч точно, с оптимальной скоростью
Не передавать мяч, если его не видит партнер
Не передавать мяч через руки
Не передавать мяч в ноги, живот, колени.
Не тянуться к мячу, если он не долетает, а выполнить перемещение.

Во время игры:
Не толкать в спину и локтями
Не отнимать мяч вдвоем
Не блокировать
Не ставить бедро
Не ставить подножек
Не выбивать мяч сверху во время ведения его соперником
Не бить по рукам
Не вырывать мяч сзади, через бедро, одной рукой
Не ставить подножек
Не цеплять соперника за руки.
Необходимо строго соблюдать правила игры в баскетбол, дисциплину, останавливать товарища, который ее нарушает, уважительно относиться к команде соперника.


















13PAGE \* MERGEFORMAT141515




Рисунок 1Описание: http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_28/6/d-5140/img2.jpg Заголовок 1 Заголовок 315