Мастер-класс на тему Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО


Мастер – класс
«Проектирование урока в условиях реализации ФГОС ООО»
Дата: 01.04.2015
Учитель географии: Бантюкова Ирина ВячечеславовнаНа доске ватман «Развитие», презентация к выступлению, таблички с этапами урока «открытия» новых знаний
Участники разделены на 4 группы
На столах группы:
1. Книжечка «Типы уроков по ФГОС», лист «Развитие», конверты «Современный и традиционный урок», подсказка «УУД», фломастеры, ручка
2. Технологическая карта урока
ХОД
1. МОТИВАЦИЯ
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
В быстро меняющемся современном мире наш мозг не успевает перерабатывать колоссальное количество информации. Новая школа, новые стандарты, новые технологии, новые программы и учебники.
Инновация стала для нас острой проблемой,
И ПОРОЙ КАЖЕТСЯ, ЧТО
ПРОБЛЕМЫ ВОТ-ВОТ ПОТОПЯТ НАС…
- Как все успеть? Когда успеть? С чего начать? Как отделить существенное от несущественного?
Тогда ВАМ ПРИДЕТСЯ ПОЛАГАТЬСЯ толькоНА СВОИ СИЛЫ
- Сегодня я научу вас проектировать урок в соответствии с новыми требованиями стандартов второго поколения. Наш мастер-класс пройдет в одной из форм современного урока, которую вы определите сами, а результатом нашего урока будет построение технологической карты.
2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Возникает проблема. Какая?- Привычка к традиционному уроку
- Боязнь нового
- Непонимание информации
Это – проблемы сегодняшнего дня. На нашем уроке мы постараемся разрешить и понять данные проблемы.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
- Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
Тема: «Современный урок: каким ему быть в условиях ФГОС?»
- Определите цель нашего занятия? Как мы учим детей определять цель по теме? (Каким должен быть современный урок?)
- Наши задачи (алгоритм работы, пути достижения цели)?
1. Что такое современный урок?
2. Типы уроков про ФГОС
3. Применение знаний на практике – построение технологической карты урока.
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Современный урок опирается на систему универсальных учебных действий, порождающих широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Универсальные учебные действия делятся на …. (Можно воспользоваться подсказкой «Виды УУД»)
                                                                                                                                                                                                              
- В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, готовность и способность обучающимися к саморазвитию, самоопределению, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
- В сфере регулятивных УУД выпускники овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, оценка, саморегуляция - способность к преодолению препятствий.
 
 - Познавательные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.  -В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково - символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач постановки и формулирование проблемы.
 
- В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника(партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи умение слушать и вступать в диалог, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли.
 
5. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Выявление места и причин затруднения)
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок.
- В традиционном уроке тоже были свои плюсы, раз традиционная система обучения продержалась так долго. Но, наверное, есть и минусы, раз пришла пора все менять?
Работа в группах Отличие традиционного и современного урока.
1 , 2 гр. – «+» традиционного урока
3, 4 гр. – «-» урока
Ответы: Традиционный урок «+»
- главный – учитель: как учить мыслить, учиться, воспитывает целеустремленность учеников
-гл. задача – прочные знания (а не развлечения)
-узнать новое
Традиционный урок «-»
-ориентир – коллективное выравнивание (одаренным детям скучно- ребенок должен учиться сам учиться!)
- Низкий уровень (дети не должны подтягиваться до среднего)
-большую часть урока проводит учитель
-большая утомляемость
-в тр. уроке – репродуктивные методы (сильным ученикам скучно)
Итог ведущего: современный человек должен развиваться в современном обществе, уметь находить выход из создавшейся ситуации, стремиться к цели.
ПР. Выпускники традиционной школы не состоялись, «3» - ники – более приспособлены, следовательно учащиеся не отвечают современным требованиям, не приучены к ответственности.
Следовательно, ученик старой школы не соответствует современным требованиям: качества лидера, умение ориентироваться в большом потоке информации.
- Что такое современный урок?
Меняются функции участников образовательного процесса:
-учитель – дирижер
-ученик – активный деятель
-деятельность строится на основе усвоения УУД
- чаще используются групповые и индивидуальные формы работы
- создаются условия для рефлексии
-дифференцированные д/з
-поиск полезной информации
- Требования к современному уроку
1. Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
2. Учитель организует проблему и поиск ситуации
3. Минимум репродукции, максимум сотворчества
Современный урок неразделимо связан с современным учителем
- Как вы думаете, каким должен быть современный учитель? (какова его задача на уроке?)
Ответы:
- консультирует
-создает условия для приобретения жизненного опыта
- Роль учащихся?
- работают с источниками информации
- критически осмысливают информацию
- осваивают типичные социальные роли
- выполняют творческие и исследовательские проекты
- Каковы же главные составляющие современного урока?
1. Создание конфликтной ситуации для поиска выхода из нее
2. Развитие личности
Работа в группах Игра «Ассоциация» (5 мин)
- Вам необходимо подобрать слова- ассоциации к каждой букве слова «Развитие»
Рефлексия. На ватмане записываю ответы (если шумно, прошу напомнить правила работы в группах)
- Все эти понятия дают возможность провести современный урок, т.к. развитие личности мы ставим во главу угла.
Каковы критерии современного урока (конверты)
Работа вы группах 5 мин
- у кого получилось?
- Мы на правильном пути. Подскажите мне, что же такое современный урок? (Это открытие… говорят слушатели)
- Структура современного урока – это стержень!
- Структура урока у вас в книжечках на столах «Типы уроков»
- На примере своего «Урок обобщения знаний» (показ видео) (4 мин.)
- Определите этапы урока.
- Отличие от традиционного?
- Весь урок проходит в диалоге
- Урок должен проходить таким образом, чтобы дети самостоятельно определили проблему
-Алгоритм урока
-Построение проекта выхода из затруднительной ситуации
-Реализация: в парах, во фронтальной работе
- Первичное закрепление во внешней речи
-с.р. по эталону
-Этап включения в систему знаний и повторения (где можно применить?)
-рефлексия (показ 37 мин)
1) деятельности – выполнил –не выполнил
2) каждый, что понял он
- Д/з: типовые или на выбор, или повышенной сложности
У современного уроку гибкая структура. Учитель, по своему усмотрению может менять этапы местами, объединять несколько.
Диалог может быть проблемный, подводящий
Преимущества:
1.Качество знаний видно сразу
2.Стали иными подходы к обучению
3.По объему классной работы в устной форме больше, чем в письменной
4. Установка на урок + мотивация
5. Диалогическая структура урока
- Мы открываем не новое содержание, а способы действий и коррекцию действий.
ФИЗМИНУТКА
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
Моделирование современного урока.
- Итак, мы ответили на все вопросы.
- Сейчас работа в группах. Вам необходимо представить модель современного урока, с учётом всего ранее услышанного.
- Мы составляем технологическую карту урока.
Защита.
7. РЕФЛЕКСИЯ
1. Что сделал-не сделал? (зачитывают ТК)
2. Что поняли? (выводы)
ПОЖЕЛАНИЯ