Проектирование УУД как составляющая успешности обучения в школе


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ
Тема:
Проектирование УУД как составляющая успешности обучения в школе
Подготовила:
учитель начальных классов
Лобанова С.К.
Воркута
2017
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Задача школы – формирование у каждого ребенка умения учиться – учить СЕБЯ. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Игра перестала занимать в жизни старшего дошкольника ведущее место, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивает формирование психологической готовности к школьному обучению;
ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;
резко возросшая информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, ведь образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В связи с этим изменились цели и задачи на всех ступенях современного образования. Теперь основная цель современного педагога - научить ребенка учиться.
То есть, ФГОС НОО и ООО выдвигает требования к формированию у школьников универсальных учебных действий, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу обучения.
Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.
Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
*​  необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
*​  задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.;*​ необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
*​  возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, а также могут быть использованы авторами образовательных стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
Функции универсальных учебных действий:
научить ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения;
создать условия для гармоничного развития личности и её самореализации.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Конечно же, УУД мы развиваем на всех уроках. Но на разных предметах приоритетными являются разные виды универсальных учебных действий.
Технология- формирует личностные. коммуникативные, регулятивные и познавательные
Русский язык- формирование познавательных. коммуникативных и регулятивных действий
Литература, история, общество – формируются коммуникативные, личностные, регулятивные действия
ИЗО и музыка- формируется личностные, познавательные и регулятивные действия
Английский язык- прежде всего формирует коммуникативные действия
Математика-основа развития познавательных действий
Физкультура- обеспечивает формирование личностных универсальных действий Естественнонаучные -биология, химия, физика –это формирование познавательных, регулятивных действий.
Педагоги могут формировать и развивать УУД своих учеников:
на уроках;
на дополнительных занятиях;
на классных часах;
на классных и школьных мероприятиях;
на занятиях в кружках;
на прогулке, экскурсии, походе;
в различных беседах, играх, диспутах.
Таким образом, мы с вами видим, что формирование УУД проходит красной нитью через всю современную систему образования.
Формирования и развитие УУД возможно только при следующих условиях:
Необходимо исключить Нужно стремиться
Цель обучения Передача готовых знаний Развитие умений по применению знаний
Содержание Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.
Методика Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:
знаю/могу, хочу, делаю.
Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником)
знаю/могу, хочу, делаю
Личностные универсальные учебные действия. Воспитание личности
(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам» Что такое хорошо и что такое плохо
«Хочу учиться»
«Учусь успеху»
«Живу в России»
«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!»
Регулятивные универсальные учебные действия. самоорганизация «Я Могу» «Понимаю и действую»
«Контролирую ситуацию»
«Учусь оценивать»
«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»
Познавательные универсальные учебные действия. исследовательская культура «Я ищу и узнаю» «Ищу и нахожу»
«Изображаю и фиксирую»
«Читаю, говорю, понимаю»
«Мыслю логически»
«Решаю проблему»
Коммуникативные универсальные учебные действия культуры общения «Мы вместе» «Всегда на связи»
«Я и Мы».
УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности.
УПРАВЛЕНИЕ процессом формирования УУД
Достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности. Какова работа учителя по применению приемов мотивации на результат и на деятельность учащихся. Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2. Тип, форма и содержание урока. Соответствие содержания требованиям используемой программы и обязательного минимума, целям и ведущим идеям урока. Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
3. Структура урока. Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей. Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей.
5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). Эффективное использования инструментария учителя для достижения результатов взаимодействия. Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
6. Дидактическое оснащение урока. Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.
7. Формирование и развитие УДД. Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.
8. Организация контроля и результатов обучения. Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.). Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.
10. Стиль общения. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.
Сформированность УУД — это результат усилий всего педагогического коллектива, требуется координация взаимодействия преподавателей:
использовать единые подходы к классификации, составу УУД и методикам их формирования;
систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям, осуществлять мониторинг уровня сформированности УУД;
положительный эффект по формированию, развитию и закреплению УУД достигать созданием ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.
Пять причин к успеху для успешного формирования и развития УУД:
1) знание современных образовательных технологий
2) владение информацией о возрастных и психических особенностях детей
3) нормативно-правовая база
4) знание методики современного урока
5) самообучение, саморазвитие, самоконтроль.
Подводя итог своего выступления, я хочу сказать, что у нас самая лучшая школа, в которой работают прекрасные работоспособные педагоги. И обучают эти педагоги замечательных детей. Нам не приходится краснеть за наших выпускников.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов. Конечно же, УУД мы развиваем на всех уроках. Но на разных предметах приоритетными являются разные виды универсальных учебных действий.
Технология - формирует личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные действия
Русский язык - формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий
Литература, история, общество – формируются коммуникативные, личностные, регулятивные действия
ИЗО и музыка- формируется личностные, познавательные и регулятивные действия
Английский язык- прежде всего формирует коммуникативные действия
Математика-основа развития познавательных действий
Физкультура- обеспечивает формирование личностных универсальных действий
Формирования и развитие УУД возможно только при следующих условиях:
Необходимо исключить Нужно стремиться
Цель обучения Передача готовых знаний Развитие умений по применению знаний
Содержание Объяснить всё так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Учитель – режиссёр. Ученик сам открывает знания через содержание УМК.
Методика Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Продуктивные задания. Применение знаний в новых условиях.
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником)
знаю/могу, хочу, делаю
Личностные универсальные учебные действия. Воспитание личности
(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам» Что такое хорошо и что такое плохо
«Хочу учиться»
«Учусь успеху»
«Живу в России»
«Расту хорошим человеком»
«В здоровом теле здоровый дух!»
Регулятивные универсальные учебные действия. самоорганизация «Я Могу» «Понимаю и действую»
«Контролирую ситуацию»
«Учусь оценивать»
«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»
Познавательные универсальные учебные действия. исследовательская культура «Я ищу и узнаю» «Ищу и нахожу»
«Изображаю и фиксирую»
«Читаю, говорю, понимаю»
«Мыслю логически»
«Решаю проблему»
Коммуникативные универсальные учебные действия культуры общения «Мы вместе» «Всегда на связи»
«Я и Мы».
УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности.
УПРАВЛЕНИЕ процессом формирования УУД
Достижение положительных результатов возможно в ситуации целенаправленной работы педагогического, ученического и родительского коллективов. В этой связи особую актуальность приобретает проблема управления формированием универсальных учебных действий школьников.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1.Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации учащихся к учебной деятельности. Четкость постановки учебных целей в соответствии с возрастными особенностями школьников.
2. Тип, форма и содержание урока. Соответствие типа урока поставленным целям для ученика. Соответствие формы урока достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
3. Структура урока. Оптимальность структуры данного урока, логическая связь его этапов.
4. Деятельность учащихся по достижению учебных целей. Особенности учебной деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная). Уровень развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. Уровень достижения поставленных учебных целей.
5. Инструментарий учителя (технология, методы, приемы). Адекватность выбранных форм, методов и приемов, направленных на формирование и развитие УУД в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
6. Дидактическое оснащение урока. Разнообразие заданий различного типа, вида и формы. Использование учителем разных источников информации. Оптимальность, целесообразность и формы организации ИКТ на уроке.
7. Формирование и развитие УДД. Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование и развитие УДД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.
8. Организация контроля и результатов обучения. Разнообразие применяемых форм контроля результатов обучения в течение урока.
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей. Результат совместной учебной деятельности на каждом этапе урока. Разнообразие форм представления результата совместной деятельности (проект, план, тезисы, аннотация, тест, контрольное упражнение и т.д.). Формы самооценки (рефлексия) деятельности уч-ся.
10. Стиль общения. Деятельность учителя по созданию и поддержанию психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником.
Сформированность УУД — это результат усилий всего педагогического коллектива, требуется координация взаимодействия преподавателей:
Пять причин к успеху для успешного формирования и развития УУД:
1) знание современных образовательных технологий
2) владение информацией о возрастных и психических особенностях детей
3) владение нормативно-правовая база
4) знание методики современного урока
5) самообучение, саморазвитие, самоконтроль.
Педагоги могут формировать и развивать УУД своих учеников:
на уроках; на дополнительных занятиях; на классных часах и школьных мероприятиях; на занятиях в кружках; на прогулке, экскурсии, походе; в различных беседах, играх, диспутах.
Таким образом, мы с вами видим, что формирование УУД проходит красной нитью через всю современную систему образования. И о проектирование универсальных учебных действий как составляющая успешности обучения в школе во внеурочной деятельности расскажут Смирнова А.Л. и Пупышева О.Д.