Урок Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е


Тема Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е (7 класс)
Педагогические цели:
1) Образовательные:
- содействовать обобщению и систематизации сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;
- способствовать пониманию обучающимися правила правописания «Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и - е»;
- содействовать развитию умений правильного написания не с наречиями на – о и - е».
2) Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы в условиях комфортной образовательной среды для обеспечения возможности сохранения здоровья школьников.
3) Воспитывающие:
- способствовать воспитанию интереса к русскому языку, бережному отношению к природе.
Тип Урок объяснения нового материала
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
базовый уровень – находят наречия в предложении; орфографически правильно их пишут; правильно употребляют в речи;
продуктивный уровень – умеют составлять предложения с наречиями; выполняют тестовые задания.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.Метапредметные (универсальные учебные действия) - познавательные – общенаучные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; строят речевые высказывания; логические: совершенствуют мыслительные операции;
- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль;
- коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в диадах; работать в одной команде
Основное содержание темы, понятия и термины Знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на – о и – е;
Образовательные ресурсы 1. Учебник «Русский язык. 7 класс» М. Т. Баранова и др.
2. Извлечение необходимой информации из ЭОР.
Оборудование Компьютер, проектор
Технологическая карта урока
Конспект урока
I. Оргмомент.Учитель: С каким настроением вы начинаете урок? Давайте мы зафиксируем его с помощью смайликов.
II. Мотивация учебной деятельности. Текст (слайд 2).
Письмо пятиклассника
Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву однажды показали письмо пятиклассника: «Я мечтаю снимаца в кино в роле Дортаняна». Е. Евстигнеев сказал: «На это письмо мне хочется ответить тоже письменно». Он берет ручку и пишет: « ? »
- Как вы думаете, что он написал?
- Его ответ был «Никада».
- Как вы думаете, почему он так ответил? Какие нормы нарушил пятиклассник?
Давайте исправим ошибки. Так ли важно знать орфографические нормы? Для чего?
III. Актуализация знаний
Учитель: Итак, тема урока, как вы догадались, будет связана с определенной орфографической нормой. С какой, вы догадаетесь сами. Но сначала выполним следующее задание:
Работа в группах.
Листы с заданием выдаются каждой группе. Необходимо раскрыть скобки и объяснить правописание (приложение 1).
1 группа 2 группа
(не)вежа (не)брежный(не)правда (не) решительный
(не) правда, а ложь (не) правдивый, а лживый
Учитель: Каким правилом вы руководствовались при выполнении задания? К какому выводу вы пришли?
Вывод: правило слитного и раздельного написания не с существительными и прилагательными одинаковое.
IV. Объяснение новой темы.
1) А сейчас запишите предложение.
И навестим поля пустые,
Леса, (не)давно столь густые…
Беседа.
- Знаете ли вы, как пишется слово ( не ) давно ? Какая это часть речи? Теперь вы сможете самостоятельно сформулировать тему урока.
-Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – О и - Е.
-Какие цели стоят перед вами?
-Узнать, когда НЕ с наречиями пишется слитно, когда – раздельно. Научиться различать приставку НЕ и частицу НЕ
Учитель: Попробуем самостоятельно вывести правило по теме.
2) Наблюдение материала.
Слитно или раздельно?
Одет (не)брежноГоворил (не)решительно
Поступал (не)хорошо, а плохо
Выглядел совсем (не)безобразно
Учитель: К какому выводу пришли?
Ученики: Алгоритм слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е одинаков не только для существительных и прилагательных, но и для наречий.
Учитель: Давайте удостоверимся в правильности вашего рассуждения.
3) Работа с учебником.
Чтение правила стоя (смена статической позы). Молодцы, ваш вывод полностью совпадает с информацией из учебника.
V. Усвоение знаний.1) Тренировочные упражнения в парах (приложение 2).
Выполнить ( НЕ)аккуратно, поступить (НЕ)лепо, говорить ( НЕ)годующе, взлететь ( НЕ)высоко, а низко, сказать ( НЕ)громко, а тихо, сказать вовсе ( НЕ)громко.
Взаимопроверка (ответы на обратной стороне доски).
Составление предложения с одним из словосочетаний (по выбору).
VI. Закрепление.
1) Самостоятельная работа.
Задание «Знаете ли вы?». Списать, вставляя пропущенные орфограммы (приложение 4).
Самопроверка (слайд 3).
Учитель: Кто догадался, о каком природном явлении идет речь?
https://ru.wikipedia.org/wiki/ПаргелийФизминутка (написать туловищем слово паргелий).
2) Графический диктант (приложение 3).
Учащиеся проставляют цифры от 1 до 10.При чтении предложений школьники ставят знаки + или – в соответствии с правописанием НЕ с различными частями речи. ( слитно +, раздельно -)Код для самопроверки (слайд 4)
1+; 2+; 3-; 4+; 5-; 6-; 7-; 8-; 9+; 10+.
Самооценка (критерии оценивания – слайд 5)
Анализ ошибок (если они есть).
Учитель: Какова главная мысль текста?
Ученики: Картины природы приносят человеку радость, и относиться к ней нужно бережно.
3) Индивидуальная работа у доски. (Раскрыть скобки и объяснить правописание).
Природа ( не )слышно уходит от нас.
Уходит, как девочка с праздника взрослых,
Уходит. Никто ей ( в )догонку ( не ) послан.
Стыдливо и молча уходит от нас.
В.ШефнерБеседа с классом.
- Какова главная мысль четверостишия?
- Природа как человек. И чтобы она не ушла, надо её беречь.
- С помощью каких художественных приёмов передана идея?
- Идея четверостишия выражена с помощью сравнения, лексического повтора, олицетворения.
4) Упражнение 322.
Выразительное чтение текста (фрагмента из романа киргизского писателя Чингиза Айтматова «Плаха»)
Словарная работа (уточнение значения слов плаха, тамариск, сайгак) по толковому словарю.
Гиперссылка https://goo.gl/images/0UfNIE, https://goo.gl/images/ngC0ivУчитель: В своём произведении автор поднимает важную проблему – неразумное, грубое вторжение человека в мир природы привело к трагедии (гибели семейства волков, беспощадному истреблению сайгаков)
VII. Домашнее задание (параграф 36, упражнение 322. Синтаксический разбор 1 или 2 предложения (на выбор)). (слайд 6)
VIII. Объявление и комментирование оценок
IX. Рефлексия
Фиксация настроения в конце урока.

Приложение 1
1 группа 2 группа
(не)вежа (не)брежный(не)правда (не) решительный
(не) правда, а ложь (не) правдивый, а лживый
Приложение 2
Тренировочные упражнения в парах.
Выполнить (НЕ)аккуратно
поступить (НЕ)лепо говорить (НЕ)годующевзлететь (НЕ)высоко, а низко
сказать (НЕ)громко, а тихо
сказать вовсе (НЕ)громко
Приложение 3
1) Есть растения, которые сами пытаются завязать знакомство с человеком. Пробирается человек среди зарослей кустарников, взмахнет ( не )осторожно рукой – и вот уже обожгла его крапива.
2) Пришлось ( не )ожиданно познакомиться с ней.
3) Знакомство его далеко ( не )приятное.
4) Если вы найдете на одежде цепкие семена, знайте: так ( не) обычно знакомится с людьми череда.
5) ( Не) сердитесь на растения: все они приносят человеку большую радость.
6) По лесу и по парку идите ( не) спеша, вглядываясь в цветы и зелень деревьев, знакомьтесь с новыми растениями.
7) Новые знакомства в лесу происходят ( не ) редко, а довольно часто.
8) Прогулки по лесу ничуть ( не ) утомительны для любознательного человека.
9) Вглядываясь в растительный мир, окружающий нас, мы делаем ( не )обыкновенно интересные открытия.
10) Надо только помнить, что ( не )бережливое, расточительное отношение к этому миру губительно для нас.
Код для проверки ( на слайде )
1+; 2+; 3-; 4+; 5-; 6-; 7-; 8-; 9+; 10+.
Приложение 4.
1) Знаете ли вы, что на небе может появляться (не)одно солнце, а сразу (не)сколько? 2) Это (не)обычное природное явление известно и..древле. 3) Оно хорошо было знакомо ещ.. древним ег..птянам и грекам, которые и дали ему название. 4) На небе (не)ожида(н,нн)о возн..кает от одного до пяти ложных солнц вследствие пр..ломления солнечных лучей в кристалликах льда, витающих в атм..сфере. 5) Ложное солнце (не)редко появляется (не) только на севере, но и в южных широтах. 6) Но все равно безо льда (не)обойтись.
Как называется это явление?