Урок русского языка в 7 классе. ТЕМА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С НАРЕЧИЯМИ НА -О , –Е»


Урок русского языка в 7 классе.Тема: «слитное и раздельное написание не с наречиями на -о , –е»
Цели: Личностные: Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.
Познавательные: объяснять слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е; в ходе исследования темы.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные: формировать навык написания не с наречием, научиться различать слитное и раздельное написание не с наречием
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ИКТ, презентация, жетон-оценка.
Эпиграф: Легко сказать, да (не)легко доказать. (Пословица)
Ход урока
Организационный момент.(проверяем готовность учеников к занятию и даём настрой на работу.) Психологический настрой учащихся на работу:
-Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Сегодня мы проводим открытый урок. Давайте положительно настроимся на работу и подарим друг другу улыбки.
II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос, индивидуальные задания.
1.Собрать тетради на проверку.
2. Опрос проводит ученик.
3. Карточка №1. Словообразовательный разбор: Учительство, домовито.
4. Карточка №2. Морфологический разбор: Необыкновенно красив маяк был с моря.
III. Объяснение новой темы. Проблемный вопрос: можно определить по эпиграфу тему? Учащиеся назвали тему урока.
(Слайд№1
Цель обучающая - познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием не с наречиями на -о и -е; повторить слитное и раздельное написание не с прилагательными; формировать навык написания не с наречием.
Воспитывающая – воспитывать интерес к русскому языку.
1. Чтение текста (Слайд№3,4)
О ЧАСТИЦЕ И ПРИСТАВКЕ НЕ
Жизнь частицы Не очень (не)легка. Она постоянно должна отстаивать свою (не)зависимость. Каждый так и норовит заставить ее потерять индивидуальность, сделать ее слабой и (не)счастной. Так и стремится занять ее гордое место. Кто такой каждый? И прилагательное, и существительное, и даже благородный глагол. А что себе позволяют приставки! Они хотят занять ее место, и тогда, мол, школьники вздохнут свободно, зная, что все слова пишутся слитно: не только негодный и нелепый, но и невысокий и неожиданный.
Долго грустила частица, а потом решила поговорить со своими (не)вольными (не)приятелями. Собрала их всех вместе и сказала:
– Ну что вы всегда так (не)довольны мной? Моя (не)легкая профессиональная жизнь из-за вас стала совсем (не)стерпимой. Посмотрите, ведь только с глаголом я и пишусь, как правило, раздельно, да и то приставка вытесняет меня постоянно. А вы, существительные и прилагательные, вам просто стыдно жаловаться: я совсем (не)богата союзом. Только союз а меня и выручает.
Но приставка Не- (не)твердым голосом проговорила:
– Ладно уж, (не)прибедняйся! Тебе ведь помогают слова совсем, вовсе, отнюдь, нисколько, ничуть если они обращены к прилагательным и усиливают твое отрицание! Я согласна мириться, если ученики запомнят все эти жуткие правила о тебе.
На том и порешили.
(Пока учитель или подготовленный ученик читают сказку, другой ученик составляет таблицу слитного и раздельного написания не- с прилагательными и существительными.)
2. Проверка таблицы (дописать слова из сказки в нужную графу).
Слитно Раздельно
1) без не не употребляется (нелепый);
2) можно заменить синонимом без НЕ (неискренний – фальшивый) 1) есть противопоставление с союзом а (не хороший, а плохой);
2) имеет пояснительные слова с НИ и слова далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько
3. Знакомство с материалом учебника на с. 104.
– Что вы узнали нового из прочитанного?
– Допишите в таблицу примеры с наречиями
– Обратите внимание на написание наречия не по-товарищески.
– Почему не написано раздельно?
(Правило касается только наречий, заканчивающихся на -о или на -е.)
IV. Закрепление темы.
1.Подготовка к региональному экзамену (тест, слайд №8
Физминутка.
2.Выполнение упражнений 253, (письменно), 254 (устно).
Вывод: рассказывают правило
3. Обучающий диктант.
ОДНО ИЗ СЕМИ ЧУДЕС СВЕТА
Александрийский маяк изумлял и даже устрашал своей небывалой, неправдоподобной высотой. Его немыслимая колоссальность особенно ощущалась, если стоять недалеко от него. Необыкновенно красив маяк был с моря. Казалось, что он вырастает прямо из моря и неудержимо рвется ввысь. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верха. В ненастье маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал, растворившись в непроглядной тьме. Маяк был не только неописуемо высок, но и необыкновенно прочен. Самые свирепые ураганы и штормы были ему нипочем.
(По А. Домашневу, Т. Дроздовой.)
– Обозначьте орфограммы «Не с наречиями» и «Не с прилагательными».
– Каким способом образованы наречия с не?
6.Творческая работа. Сочинение- миниатюра. «Зима» 5-6 Наречий.
Цели развивающая – развивать речь, орфографическую и пунктуационную зоркость, пополнять лексикон, воспитывающая- воспитывать любоь кприроде
Познакомить с выразительно-изобразительным средством: градация
(Если есть в сочинении градация, то наречия красиво вписываются в творческую работу) Напомнить композиционное построение сочинения. Работа по группам. Задания группам: 1 группа. Тема «Первый снег» (описание). 2 группа. Тема «Буран» (описание). 3 группа. Тема «Метель» (повествование)
4. группа. Тема «Метель» (рассуждение) 5 группа. Тема «Чудесный день» (рассказ)
V. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали о слитном и раздельном написании не с наречиями?
– Что общего у правописания наречий с не и прилагательных с не?
Вернёмся к эпиграфу и объясним орфограмму.
Рефлексия:Графический диктант (раздельно – ; слитно +).
1.Неопределенно; 2.невыносимо жутко; 3.разговаривать не громко, а тихо; 4.не интересно, а скучно; 5.нисколько не понятно; 6.нечаянно; 7.чувствовать неодинаково; 8.рассчитать не точно, а приблизительно; 9.подошел незаметно; 10. убеждал неискренне. ++---++-++
Домашнее задание: выучить правило стр. 112-113; упражнения 257.
«Первый снег» (описание).

2 группа. Тема «Буран» (описание).
3 группа. Тема «Метель» (повествование)
4. группа. Тема «Метель» (рассуждение)
5 группа. Тема «Чудесный день» (рассказ)