Конспект урока в 7 классе на тему Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями


Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: обучающиеся должны:
1.Знать правила написания НЕ с причастиями.
2.Уметь различать частицу НЕ, приставку НЕ, НЕ - часть корня, обозначать условия выбора орфограмм, составлять алгоритм и использовать его при рассуждении.
3.Уметь работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
4. Прививать любовь к русскому языку, его истории и культуре.
Оборудование: учебник, карточки-задания.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка дом.задания.
3. Повторение изученного материала. Словарный диктант.
Необыкновенный аквариум, нелегкий путь, не трогал акварель, невежда, не торопливая, а медленная походка ; не правда, а ложь; неуклюжий медвежонок, долгое ненастье, ничуть не интересный фильм, мне нездоровится, недруг, несозревшая пшеница.
Проверка учеников, работающих у доски. Оценки.
- Ребята, какие правила помогли вам успешно справиться с работой? Приведите примеры из записанного текста.(3 человека рассказывают правила о правописании не с сущ., прил., глаголами.)
- Какое слово вызвало у вас затруднение?
- Какая это часть речи?
- Что такое причастие? Причастный оборот?
- Изучали ли орфограмму « Слитное и раздельное написание не с причастиями» раньше?
- Итак, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Дети самостоятельно формулируют цели, тему урока: «Слитное и раздельное написание не с причастиями». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. "Слитное и раздельное написание не с причастиями»
4. Объяснение новой темы.
1)Нелепый, невежда, недоумевать, негодующий, неправда.
- Запишите слова.
- Найдите лишнее слово. (Неправда)
- Определите, какими частями речи являются остальные слова? (прил.,сущ., гл., прич.)
- Чем они объединены? (Без не не употребляются)
- Значит, какое можно сформулировать правило, когда не причастиям пишется слитно?
Без не не употребляется
2)- Прочитайте предложения.
Шёл не мелкий, а крупный дождь.
Он мне не друг, а враг.
Не прекращающийся, а набирающий силу ливень.
- С какими частями речи не пишется раздельно? Почему?
- Когда не причастиями пишется раздельно?
Есть противопоставление с союзом а.
3)- Запишите примеры в тетрадь:
Непрекращающийся шум ливня. – Не прекращающийся весь день шум ливня.
Непросохшая земля. – Не просохшая после дождя земля.
- Сравните записанные примеры. Сделайте вывод, в каком случае НЕ с причастиями пишется раздельно.
Есть зависимое слово - раздельно. Нет зависимого слова - слитно.
Правописание не с причастиями.
Слитно Раздельно
Не употребляется без не
Пример (Ненавидящий взгляд) Наличие зависимых слов
Пример (Не просохшая после дождя земля)
2. Одиночное причастие
Пример (Непросохшая земля)
2.Противопоставление с союзом а
Пример (Не раскатывающийся, глухо рокочущий)
Давайте прочитаем правило в параграфе №24 на стр. 67.
- Каковы ваши наблюдения?
Правописание не с причастиями.
Слитно Раздельно
1. Одиночное причастие 1. Наличие зависимых слов
Не употребляется без не 2. Противопоставление с союзом а
Краткая форма
(Собрание не закончено)
- Итак, назовите условия слитного написания не с причастиями.
- Назовите условия раздельного написания не с причастиями.
5. Закрепление.
1)- Перепишите, раскройте скобки.
Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. Вдалеке слышится гром, (не)раскатывающийся, а глухо рокочущий.
(Проверка записанных предложений, учащиеся объясняют правописание не с причастиями.)
2)Выборочное письмо.
Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания, слитное и раздельное написание не с причастиями. 1 вариант выпишет предложения, где не с причастиями пишется слитно, а второй вариант выпишет предложения, где не с причастиями пишется раздельно.
(Не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая полоса ещё (не)закрытая чёрной тучей озаряла нашу спальню. Сквозь (не)занавешенные а открытые окна постоянно была видна молния. Он стоял на высоком берегу реки и был (не)защищён. Осенью идут (не)прекращающиеся дожди.
( Через 3 минуты проверяем. 2 ученика отвечают. Оценки.)
- Буквенный диктант. 2 ученицы выполняют работу на доске за ширмой.
С-слитно.
Р- раздельно.
Негодующий старик
Не скошенная на лугу трава
Необдуманное решение
План не продуман
Нескошенный луг
Не знающий меры человек
Недоумевающий взгляд
Цветок, не сгибаемый ветром
Ответы:
С, Р,С,Р,С,Р,С,Р. (взаимопроверка)
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Продолжите высказывания:Сегодня на уроке явспомнил…узнал новое…научился…
7.Домашнее задание.
Параграф 24, учить таблицу, упражнение №136.