Конспект урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание наречий»

Цели урока.
Конспект урока русского языка в 7 классе
«Слитное и раздельное написание наречий»

1. Создать условия для изучения закономерностей слитного и раздельного
написания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую
орфограмму и правильно писать их; отличать наречия от сочетаний
именных частей речи.
2.Формировать регулятивные универсальные учебные действия
целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.
3. Развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, проектор.

Задачи:
формирование умения писать при определённых условиях наречия слитно, раздельно, через дефис;
формирование умения отличать наречие от других частей речи, распределять слова по группам правописания.

Ход урока:

Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Слова Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить

II. Повторение и обобщение
1) Теоретические вопросы:
- Какое место в русском языке занимают наречия?
- Чем наречия отличаются от других частей речи?
- Изменяются ли наречия?

2) Практическое задание:
- Запись предложения: Генерал чуть-чуть было усмехнулся, но, подумав, приостановился и оглядел еще раз гостя, затем указал ему на стол, сел несколько наискось и в терпеливом ожидании повернулся к гостю.
- Запись наречий, подбор по смыслу: испокон – издавна - издревле; излишне – много – мало; издалека – близко – далеко; высоко – далеко – низко.

III. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.
- Лингвисты-учёные составляют словарь «Слитное и раздельное написание наречий».
наречий» и прислали нам письмо со списком наречий. Они просят правильно
записать их и сформулировать правило слитного и раздельного написания
наречий. Как, ребята, поможем им?
На партах у всех раздаточный материал.
(В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую,
(в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти,
(в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)уздцы,
(за)утра, (в)смятку, (на)изусть.
- Сможете вы выполнить просьбу лингвистов? (Не зная условий слитного и
раздельного написания наречий можно допустить ошибку).
- Сформулируйте тему и цели урока. (Слитное и раздельное написание
наречий. Знать условия выбора написания).

Объяснение нового материала.
- Правописание наречий – сложнейшая область современного русского
письма, и орфографическое коварство этой группы слов превосходит
разумные границы допустимых сложностей в орфографии, доставляют
большие неудобства на письме.
лов.
лингвистов, нужно самим чётко разобраться, от чего произошло наречие и
какие есть правила их написания.
- Исследуйте таблицу «Слитное и раздельное написание наречий» и
составьте алгоритм выбора условия написания. Работа в парах.
«Слитное и раздельное написание наречий»
Слитно
Раздельно
Наречия, образованные соедине-
нием предлогов в и на с
собирательными числительными
(вдвое, втрое).
1. Наречия, образованные
соединением других предлогов с
собирательными числительными (по
трое, по одному, на троих).
2. Наречия, образованные
приставочным способом от других
наречий (доныне, напротив, насквозь,
позавчера).
2. Наречия, образованные от
существительных, начинающихся с
гласных, с предлогами (в охапку, в
упор, до упаду).
3. наречия, образованные
приставочно-суффиксальным
способом от прилагательных
(вплотную, вкрутую, зачастую).
3. Наречия, образованные от
прилагательных, начинающихся с
гласных, с предлогами (в открытую,
в общем).
4. Наречия, образованные
приставочным способом от
существительных, если при них нет
пояснительных слов (вначале, вверх,
налицо).
4. Наречия, образованные от
сочетаний существительных с
предлогами (с ходу, с лёту, за
границей, под мышками).
5. Наречия в сравнительной степени
(получше, покрасивее).
5. Наречия, образованные от
сочетаний двух существительных с
предлогами (в конце концов, бок о
бок, с глазу на глаз).

Пример алгоритма.
1. Определи сначала, какая это часть речи. Если это наречие, то
пиши слитно пиши раздельно

СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО

а) если без предлога не употребляется (вдребезги);
а) если образовано от существительных и
прилагательных, начинающихся с гласной
(в открытую, в охапку).

б) если образовано от наречий, существительных, прилагательных с предлогами (насквозь);
б) если образовано от существительных с предлогами и сохранило некоторое значение падежной формы (за границей).

в) если образовано от собирательных числительных с предлогами (вдвое, втрое).
Исключение: по одному, по трое.



2. В трудных случаях обращайся к орфографическому словарю.

Проверка. (Правильные ответы выводятся на экран. Проводится работа над
ошибками. Объяснение выполняют учащиеся, пользуясь таблицей).
IV. Закрепление.
Комплексный анализ текста (у доски и в тетрадях):
- От каждого горизонта уходили вдаль дороги. И по ним то в одиночку, то небольшими полосами ползли груженые самосвалы. Машины с трудом выбирались из котлована. Моторы гудели и ревели вразнобой.
деформированный текст.
Вдали виден лес в дали голубой скрылся пароход; ввысь поднимается
дым в высь небесную взлетел голубь; ввек не забыть мне друга в век
электроники; внакидку носит пальто в накидку из парчи одета; вовремя
прийти во время летнего отпуска; кверху поднять голову к верху
палатки прикрепить флажок; налицо были ошибки на лицо упала прядь
волос; назавтра будет веселье на завтра перенести совещание; наверх
подняться на верх горы взобраться.

Проверка выполнения. Работа над ошибками.
6. Самостоятельная работа. Выполнить тест.
Вариант № 1.
Разобрать по составу: вдаль, в одиночку, с трудом, вразнобой, надсадно, вправо, вверх, еще, удобнее, вскоре, позади.

V. Домашнее задание: правило, упр. №238

VI. Подведение итогов урока