Подготовка к ГИА — комплексный анализ текста


Подготовка к ГИА
9 класс
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Текст №1.
            1.  Долго стою на опушк..  рядом с елью. 2.  Трогаю её бл..стящие  ветки сл..гка  влажные от ночного тумана. 3. Смотрю,  как просыпает…ся  небо.
             4. Солнце л…ниво ощупыва…т  макушки  берёз  светит…ся  в сучьях листвен…иц,   что высоко стоят над лесом. 5. П…утина серебрит…ся  узорным  п..тном.
             6. (Не)ж..лая  разрушать волшебное  тв..рение  обхожу его стороной  но  все (таки)  волшебные п..утинки  садятся на лицо пр..липают  к  одежде.  7.Надо мне выб..рат..ся  к току  на вырубке возле опушки  берёзовой рощи. 8.Там ловлю я птиц  смотрю, как живет лес  пишу свои заметки.
             9. На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют  светлой  и  солнечной  окраской  вершин.
           10.  Даже (от) сюда  видно,  как сухо  тепло  в  берёзовой  роще, словно г..рит  она  сп..койным  ж..лтым плам..нем,  и  жаль, что скоро под студен..ыми  ветрами сникнут  потухнут  к..стры  берёз угасн..т  игра  тёплых  тонов.11. Ведь облетев берёзы раств..ряют..ся в лесу  будто  говорят  Вот, мы всё отдали.
                                                                                               
(По Н.Никонову.)
ГРАММАТИЧЕСКИЕ  ЗАДАНИЯ.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
2. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова, условия выбора обозначьте.
3. Выпишите из 2 предложения все словосочетания, укажите вид связи.
4.Замените словосочетание с видом связи согласование из 9 предложения НА СЕНТЯБРЬСКОМ НЕБЕ словосочетанием с видом связи управление.
5. Из предложения 11 выпишите слово с приставкой, правописание которой зависит от последующей согласной.
6. Укажите количество грамматических основ предложения 6.
Выпишите грамматическую основу предложения 2.
Замените слово «студеными» из 10 предложения стилистически нейтральным синонимом.
Текст №2.
Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве в извивах реки. (2) Роса обсыхала и собиралась каплями, кое-где, около болотца и над лесом, как дымок, расходился последний утренний пар. (3) Тучки кудрявились, но ветру ещё не было. (4) За рекой щетинкой стояла зелёная, свёртывавшаяся в трубку рожь, и пахло свежей зеленью и цветом. (5) Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, и Нестер, развалившись на спину, считал, сколько лет ему ещё жить. (6)Жаворонки поднимались над рожью и лугом. (7) Запоздалый заяц попался между табуна и, выскочив на простор, сел у куста и прислушивался.
(Л.Н.Толстой. «Холстомер».)
Грамматические задания.
1. Поработаем с текстом и вспомним орфограммы и пунктограммы, изученные ранее.
2. Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.
3. Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения 7, укажите их количество.
4. В предложении 5, 7 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, (1) и Нестер, (2) развалившись на спину, (3) считал, (4) сколько лет ему ещё жить. Запоздалый заяц попался между табуна и (5), выскочив на простор (6), сел у куста и прислушивался.
5. Из предложения 2 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
6. Назовите изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в тексте.