Урок Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках ГИА


Конспект урока русского языка в 9 классе.
Тема: Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ГИА.(слайд 1)
Цели и задачи урока:
1.Учить воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста,вычленять микротемы.
2.Совершенствовать умение применять разные способы сжатия текста.
3.Совершенствовать умения и навыки при работе со сложными предложениями.
4.Развивать речь учащихся,умение выделять главное.
5.Воспитывать нравственные качества.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и целей.
3.Знакомство с текстом (на слайде и на партах). (слайд 2)
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел,причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям,навестить одинокую соседку,подарить виртуальный цветок,одолжить телефон незнакомцу,перечислить сто рублей больным детям),это способствует нашему ощущению счастья,а иногда и просто лечит! (38 слов)
Мы становимся благосклоннее к другим,чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими,освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье,чувствуем себя щедрым и способным помочь,становимся привлекательнее для других,чувствуем,что нас ценят.(33 слова)
Чем больше мы сосредотачиваемся на том,чтобы посылать любящие и добрые мысли,тем положительнее мы влияем на окружающий мир.В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми,начинаем нравиться людям.Даже внешне мы становимся красивыми,обаятельными,а мышление-гораздо яснее,четче,намного быстрее.Люди так называемой любящей доброты более склонны к приятию себя и позитивным отношениям с другими.Почему?Потому что доброта усиливает положительные эмоции(любовь,радость,благодарность,надежду,гордость),восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью.(85 слов)
(По К.Киселёвой.)
4.Работа с текстом.
1)-Определите тему текста (о чем этот текст?) О добрых делах.
-Какова основная мысль? Совершая добрые дела,человек делается счастливее.
-Определите стиль и тип текста.Публицистический,рассуждение.
Попробуйте и вы сохранить этот стиль в своем будущем изложении.
2)Выделение микротем.Составление плана: (слайд 3)
-Каждую неделю доброе дело.
-Мы чувствуем себя лучше.
-Люди любящей доброты любят себя и окружающих.
Какой вывод следует? Совершая каждую неделю добрые дела,мы становимся лучше,склонны любить себя и окружающих.
3)Вспомнить способы компрессии. (слайд 4)
-Исключение. При исключении необходимо:
а)выделить главное с точки зрения основной мысли текста,затем убрать ненужные подробности и детали (вводные слова,однородные члены,повторы,однотипные примеры,пояснения,рассуждения,описания);
б)объединить полученное,используя основные средства связи между предложениями.
-Обобщение или объединение: (слайд 5)
а)найти в тексте мелкие,единичные факты;
б)объединить эти факты на основе общего (ряд предложений,связанных одной мыслью,частей предложений,единичных фактов);
в)сформулировать получившееся предложение.
-Упрощение(замена): (слайд 6)
а)найти слова,смысловые части или предложения,которые можно сократить с помощью замены(однородных членов обобщающим словом,сложного предложения-простым,части предложения общим понятием и т.д.);
б)сформулировать получившееся предложение.
5.Применение умений и навыков. Используя приемы сжатия для каждого абзаца,напишем изложение.
Текст Приемы сжатия Сжатое изложение
Если каждую неделю совершать несколько добрых дел,причем непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям,навестить одинокую соседку,подарить виртуальный цветок,одолжить телефон незнакомцу,перечислить сто рублей больным детям),это способствует нашему ощущению счастья,а иногда и просто лечит! (38 слов)
Исключение
однородных членов
(слайд 7) Если каждую неделю совершать несколько добрых дел,это способствует нашему ощущению счастья,а иногда и просто лечит!(17 слов)
Мы становимся благосклоннее к другим,чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими,освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье,чувствуем себя щедрым и способным помочь,становимся привлекательнее для других,чувствуем,что нас ценят.(33 слова)
Обобщение частей предложения и замена общим понятием
(слайд 8) Мы становимся доброжелательнее,здоровее,свободнее, щедрее,привлекательнее,нас ценят окружающие.(10 слов)
Чем больше мы сосредотачиваемся на том,чтобы посылать любящие и добрые мысли,тем положительнее мы влияем на окружающий мир.В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми,начинаем нравиться людям.Даже внешне мы становимся красивыми,обаятельными,а мышление-гораздо яснее,четче,намного быстрее.Люди так называемой любящей доброты более склонны к приятию себя и позитивным отношениям с другими.Почему?Потому что доброта усиливает положительные эмоции(любовь,радость,благодарность,надежду,гордость),восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворенность жизнью.(85 слов) Обобщение-объединяем части предложений,связанные одной мыслью,исключаем однородные члены,заменяем синонимами
(слайд 9) Посылая в мир любовь и добро,мы положительно влияем на него,сами делаемся радостнее и счастливее,начинаем нравиться людям.Внешне мы становимся красивее и мыслим гораздо лучше.Добрые люди любят себя и окружающих:доброта усиливает положительные эмоции,восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни.(43 слова)
Итого:156 слов Итого: 70 слов
6.Совершенствование умений и навыков при работе со сложными предложениями текста.
1.Назовите виды сложных предложений. (слайд 10)
2.Найдите в тексте сложные предложения и назовите их вид.
3.Определите вид придаточного в СПП 1 и 3 абзаца.
7.Итоги урока:
-Какова позиция автора текста?Согласны ли вы с мненинем Киселёвой? (слайд 11)
-Утратил ли прежний смысл текст после сжатия?
Значит, применяя различные виды компрессии важно сохранить его основную мысль.
-
-