Урок русского языка Правописание слов с безударной гласной в корне

Русский язык
Тема. Правописание слов с безударной гласной в корне

Цели урока: Формировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование. Таблицы с буквами, репродукция картины А. Пластова «Первый снег», реквизит для инсценировки, веера с буквами.

Ход урока

Организационный момент

II. Постановка темы урока

На доске снежинки-буквы о, а, е, и, я.

Учитель. Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?
Дети. Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки.
У. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Д. Мы будем упражняться в написании слов с безударной гласной.
У. Молодцы! Правильно.

III. Чистописание

У. Напишем гласные буквы, которые вызывают у вас сомнение при письме.

На доске.
о а е и я


- Вспомните правило о проверке безударных гласных.
Д. Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
У. На второй строчке напишем слово снежинка. Какая гласная будет писаться в корне слова? Как доказать?
Д. Гласная е, так как проверочное слово снег.
У. Запишите эту пару слов.

Дети пишут в тетрадях.
снежинка - снег


IV. Словарная работа

У. Снежинки-гласные пригласили к нам в гости Снеговика. Этот Снеговик – словарик.

На доске.

Мороз, ветер, коньки, ребята.

Спишите эти слова в тетрадь, их правописание надо запомнить. Почему?
Д. Безударные гласные в этих словах не проверяются, поэтому их написание надо запомнить.
У. Подчеркните выделенные буквы. Устно составьте предложения с этими словами.

V. Работа по развитию речи.

У. Наши гласные-снежинки хотят, чтобы мы увидели снег. Закройте глазки.

Учитель вешает на доску репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

Откройте. Посмотрите внимательно на картину. Какое впечатление оеа произвела на вас? Какое настроение вызвала?
Д. Приятное настроение. Радостное чувство.
У. А что вызывает эту радость?
Д. Яркий белый снег, падающий хлопьями на землю.
У. Что делают девочка и мальчик.
Д. Наспех одетая девочка и мальчик выбежали на крыльцо деревенской избы. Они любуются первым, ослепительно белым, пушистым снегом.
У. Хочется вам встать рядом с восторженными детьми на крыльцо и протянуть руки к падающим хлопьям снега?
Д. Да, очень.
У. Снежинки-буквы объединились в слоги, слоги в слова и прилетели к вам на парту ленточкой-задачей. Вам надо разбить сплошной текст на предложения, чтобы получился связный рассказ.

Дети работают самостоятельно. Выполняется проверка. Текст записывается в тетрадь с комментированием.

Наступила зима. Робкий тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый. Дети рады зиме.


У. Подходит этот текст к картине?
Д. Да.
У. Почему?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка

У. Представьте, что в нашем кабинете пошёл снег.
Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки, покружитесь

Дети выполняют физкультминутку.

- Спасибо, садитесь.

VII. Закрепление пройденного материала

У. Снежинки довольны вами, ребята! Они решили предложить вам ещё одно задание. В четверостишии, записанном на доске, они не вставили в слова буквы. Ваша задача правильно вставить буквы.
Что надо знать и помнить, чтобы правильно написать безударные гласные?
Д. Чтобы правильно писать слова с безударными гласными, надо подобрать проверочные слова, в которых интересующая нас гласная стоит под ударением.

На доске.

З*ма сп*шит, хл*почет,
Укутала в сн*га
Все кочки и п*нечки,
Скаиейки и ст*га.


Учащиеся с помощью вееров с гласными показывают, какую букву надо вставить в слово. Объясняют, подбирая проверочные слова.

У. Напишите текст красиво, правильно. Пусть ваше письмо будет таким же чистым, как первый снег.

Итог урока

У. Какое настроение вызвал у вас урок? Что больше всего понравилось, почему?

Выслушиваются ответы детей.