Методическая разработка проекта Здоровым быть здорово


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №115» комбинированного вида
Проект
«Здоровым быть здорово!»
(При осуществлении взаимодействия с учреждением физкультуры и спортаГОУ ДОД «СДЮСШОР по фехтованию»).Разработчики проекта:
старший воспитатель Ярункина С.Н.,
инструктор по физической культуре
Горбатскова С.Д.,
Дзержинск-2016
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач (Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы), направленных на развитие образования.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 2) говорится, что «государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».
ФГОС ДО выдвигают задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей в первый ряд современных приоритетов образовательной деятельности ДОО.
Исходя из логики новых стандартов, следует ожидать, что с их введением образование должно стать здоровьесберегающим.
Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье воспитанников и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у детей культуры здоровья.
Работа в ДОУ по формированию культуры здоровья велась и раньше. Сейчас она приобрела наибольшую актуальность. Проблема в том, что педагоги организовывали деятельность детей в основном в форме  фронтальных занятий,  не придавая большой роли   совместной и самостоятельной деятельности детей, что не давало детям возможности проявлять собственную активность в познании.
Были выявлены противоречия между:
- необходимостью развития у детей познавательной и двигательной активности через организацию проектной деятельности, и отсутствием  методических разработок и системы планирования;
- необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов  в повышении своей компетентности.
Назрела необходимость создать такую развивающую среду для детей, которая была бы доступна и учитывала интересы детей и потребности в детской деятельности. Проект «Здоровым быть здорово!» поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Он является одним из важнейших факторов в расширении образования, в развитии и воспитании культуры здоровья дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в образовательном процессе, мы разделили на четыре основные группы мероприятий.
1. Организационно-педагогические мероприятия. К ним относятся мероприятия, которые определяют структуру образовательного процесса на основании СанПиНов и способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других негативных явлений.
2. Психолого-педагогические мероприятия. Это группа мероприятий, связанных с воздействием, которое педагог оказывает на детей в ходе образовательного процесса. В эту группу относится психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения.
3. Учебно-воспитательные. Все программы, которые реализуются в образовательном учреждении и направлены на обучение и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни.
4. Социально адаптирующие и личностно-развивающие мероприятия. Это группа мероприятий, направленных на формирование и укрепление психологической адаптации детей.
Результатом применения здоровьесберегающих технологий является изменение образовательного процесса, в котором должны четко прослеживаться:
- объем образовательной нагрузки, который соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка;
- использование методик и образовательных технологий согласно возрасту.
- чередование различных видов деятельности;
- увеличение двигательной активности детей;
- индивидуальный подход к ребенку;
- система работы по формированию ценностного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса;
- привлечение родителей к активному участию в жизни ДОУ;
- системное взаимодействие с учреждением физкультуры и спорта.
Таким образом, главными задачами здоровьесберегающих технологий в современном детском саду являются:
- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
- организация образовательного процесса, который не вредит здоровью ребенка;
- использование доступных средств охраны здоровья и развития ребенка.
Л.С. Выготский считал, что крайне необходимое условие здоровьесбережения - это творческий характер образовательного процесса. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе».
Вид проекта
Проект – «Здоровым быть здорово!» исследовательский (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса) , долгосрочный, рассчитан на 1 год для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Суть проекта
Участвуя в проекте – « Здоровым быть здорово!» дети закрепят и совершенствуют знания о здоровом образе жизни, о вредных и полезных привычках, совместно с родителями и воспитателями добудут сведения о героях спорта, расскажут о семейных традициях, создадут макеты, альбомы, будут развивать навыки коллекционирования открыток, фотографий, книг и других предметов по тематике.
В целом, проект поможет нашим педагогам в организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной.
Для того, чтобы сделать процесс воспитания у детей культуры здоровья более систематизированным, разнообразным и интересным мы используем возможности взаимодействия с учреждением физкультуры и спорта ГОУ ДОД «СДЮСШОР по фехтованию».
Социальное партнерство способствует более эффективной работе с детьми по всем направлениям развития:
Социально-коммуникативному;
Познавательному;
Речевому;
Художественно-эстетическому;
«Физическое развитие» в приоритете
Проблема, на которую направлен проект
Отсутствие системы работы в ДОУ по формированию культуры здоровья.
Отсутствие дидактического и иллюстрированного материала.
Гипотеза
Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность, позволит систематизировать работу по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни; совершенствовать развивающую среду детского сада; взаимодействие с социальными партнерами расширит возможности детей в реализации потребности в двигательной активности.
Цель проекта
Разработка и обоснование системы работы по формированию у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, потребности в двигательной активности через организацию  проекта «Здоровым быть здорово!»
Задачи
Задачи по работе с педагогами:
1.Стимулировать самообразование педагогов:
- в организации проектной деятельности;
- к анализу, обоснованию и разработке системы развития у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи по работе с детьми:
1. Способствовать развитию интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
2. Формировать чувства гордости за достижения спортсменов родного города, уважения к героям спорта, содействовать воспитанию гражданственности.
3. Развивать творческие виды детской деятельности.
Задачи по работе с родителями:
1. Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту;
2. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
3. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (городе).
4. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;
5. Поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи, способствовать улучшению детско-родительских отношений;
6. Заинтересовать родителей в создании продуктов исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности детей.
7. Проводить совместные с семьей досуги и праздники.
Миссия проекта
Формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту.
Участники
Старший воспитатель
Воспитатели дошкольных групп
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
Инструктор по физкультуре
Дети дошкольных групп
Родители воспитанников
Социум: спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по фехтованию
Возможные риски и пути выхода
№ Риски Пути
1 Пассивность педагогов в использовании развивающих возможностей проекта. Изучение позитивного педагогического опыта педагогов детских садов г. Дзержинска по организации работы с детьми по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Организация конкурсов конспектов непосредственно образовательной и совместной деятельности, сценариев, групповых экспозиций, коллекций,  коллажей, макетов и др.
Взаимопросмотры  и открытые показы различных форм работы с детьми.
Разработка диагностического материала, системы планирования. 
2 Нежелание педагогов создавать методические материалы. Создание инициативной группы педагогов.
Стимулирование  педагогов.
Защита методических материалов на педагогическом совете.
3 Недостаточная заинтересованность  родителей в совместной деятельности. Организация совместных творческих работ с детьми, праздников и развлечений, экскурсий.
Обсуждение роли проекта в развитии и воспитании детей на родительских собраниях.
Вовлечение родителей в творческий и познавательный процесс по сбору информации
Продукты проекта
Презентации исследовательских (индивидуальных ) проектов.
Пополнение физкультурных уголков оборудованием для творческого самовыражения детей в двигательной деятельности .
Разработка системы планирования по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни.
Спортивный праздник с участием родителей воспитанников.
Предполагаемый результат
В работе с педагогами:
1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в группах в рамках системного планирования проекта.
3.Овладение педагогами практическими навыками в организации двигательной, познавательно-исследовательской  деятельности, в разработке и реализации педагогических проектов.
4.Создание банка методических материалов по формированию у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни.
В работе с детьми:
1.Повышение уровня представлений о здоровом образе жизни.
2.Повышение познавательной и двигательной активности детей в познании и в  экспериментировании.  3.Развитие креативности детей через создание творческих работ: проектов, рассказов, выставок, коллажей, панно и др.
В работе с родителями:
1.Активное участие родителей в организации и проведении физкультурных мероприятий.
2.Совместные творческие работы с детьми: рассказы, альбомы, газеты, макеты, фотоколлажи, исследовательские проекты и др.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы:
Старший воспитатель.
Воспитатели дошкольных групп.
Инициативная группа педагогов.
Научно-методические ресурсы:
Подбор печатных теоретических материалов по проектной и познавательно-исследовательской деятельности.
Методическое сопровождение проектной деятельности.
Самообразование педагогов.
Разработка системы планирования, методических материалов: конспекты, сценарии, экскурсии и др.
Организационные ресурсы:
Организация работы инициативной группы по реализации этапов проекта.
Организация творческих работ с детьми и родителями по созданию продуктов проекта в рамках темы.
Определение критериев эффективности реализации проекта, повышения профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской, двигательной деятельности.
Создание публикации проекта на сайте детского сада.
Информационные ресурсы:
Использование возможностей интернета в поиске информации, адресов опыта Российских образовательных учреждений.
Консультирование педагогов по педагогическому проектированию.
Информирование родителей об организации проекта .
Создание банка методических материалов.
Мотивационные ресурсы:
Накопление позитивного педагогического опыта.
Материально-технические ресурсы:
Использование подключения интернета в ДОУ, ресурсов сайта МБДОУ «Детский сад №115».
Оформление фотоколлажа, презентаций  и видеороликов по результатам реализации проекта.
Финансовые ресурсы:
Материальное поощрение педагогов по результатам реализации проекта
Оплата услуг Интернета.
Приобретение видеоредактора (программа для конструирования видеороликов, фильмов)
Привлечение  спонсорских средств  родителей и других заинтересованных лиц.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Цель:  создание проекта и формирование компетентности педагогов по проектной деятельности.
№ Содержание Ответственные Сроки
Проектная линия 1. Организация работы  педагогов
1 Анализ ситуации в ДОУ заведующий, старший воспитатель август
2 Анализ программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», ФГОС ДО, соотнесение с темой проекта.
Согласование планов взаимодействия с детско-юношеской школой олимпийского резерва по фехтованию старший воспитатель сентябрь
3 Изучение литературы:
- по организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающие технологии в ДОУ все педагоги сентябрь
4 Консультация по организации работы
над проектом  старший воспитатель сентябрь
5 Составление картотек :- книг, статей, журналов по теме;
- форм работы с детьми старший воспитатель,
воспитатели сентябрь-ноябрь
6 Консультация на тему «Особенности работы по организации закаливания в группе». старший воспитатель сентябрь
8 Разработка мероприятий проекта старший воспитатель сентябрь-октябрь
9 Участие инструктора по физической культуре в работе ресурсного центра В течение года
10 Анализ реализации подготовительного этапа  проекта старший воспитатель октябрь
11 Корректирование второго практического этапа проекта старший воспитатель октябрь
Проектная линия 2. Организация работы с детьми
1 Диагностика представлений детей о здоровом образе жизни (беседы с детьми, наблюдения). воспитатели сентябрь

2 Экскурсия в детско-юношескую школу олимпийского резерва по фехтованию воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста сентябрь-октябрь
3 Выбор направлений деятельности по проекту совместно с детьми. воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста сентябрь-октябрь
4 Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей, альбомов воспитатели дошкольных групп По плану
5 Творческие работы детей. воспитатели дошкольных групп По плану
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями
1 Анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности по вопросам темы проекта. старший воспитатель сентябрь
2 Семинар для родителей на тему «Формирование у детей познавательной активности через проект «Здоровым быть здорово» старший воспитатель сентябрь
3 Вовлечение родителей в создание пособий для двигательной деятельности детей. воспитатели дошкольных групп В течение года
4 Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения (видов и атрибутов спорта, героев спорта и т.д.) воспитатели дошкольных групп В течение года
5 Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ на тему здорового образа жизни. воспитатели дошкольных групп В течение года
Практический этап
Цель: разработка методических материалов.
№ Содержание Ответственные Сроки
Проектная линия 1. Организация работы  педагогов
1 Разработка системы планирования   в рамках проекта воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста октябрь
2 Разработка конспектов проблемных занятий, исследовательской деятельности, экскурсий, совместных с родителями мероприятий. воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста октябрь
3 Разработка диагностического материала. инициативная группа педагогов сентябрь
4 Конкурс конспектов НОД по познавательному развитию, сценариев жюри конкурса март
5 Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ. заведующий старший воспитатель март
6 Создание пакета методических материалов по организации проекта в ДОУ. старший воспитатель октябрь
Проектная линия 2. Организация работы с детьми
1 Совместная исследовательская и творческая деятельность: изготовление панно, макетов, коллажей, рассказов и др. воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста в течение
года
2 Создание детских проектов воспитатели дошкольных групп в течение
года
3 Экскурсии для детей и родителей. воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста По плану
4 Организация совместных игр детей старшего дошкольного возраста с детьми групп младшего возраста. воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста По плану
5 Организация физкультурных досугов и праздников воспитатели дошкольных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре в течение
года
6 Организация игровой деятельности детей по теме проекта воспитатели дошкольных групп, По плану
7 Конкурс детских творческих работ «Расту здоровым». жюри конкурса Март
9 Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и её анализ. старший воспитатель Март
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями
1 Изготовление совместно с детьми макетов, панно, коллажей, творческих работ. воспитатели дошкольных групп в течение
года
2 Участие в мероприятиях с детьми, праздниках, экскурсиях, выставках. воспитатели дошкольных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре в течение
года
3 Анкетирование родителей по результатам проекта, его роли в развитии детей. старший воспитатель, педагог-психолог май
4 Анализ взаимодействия с семьей. заведующий,
старший воспитатель май
Заключительный этап
Цель: оценка и представление результатов реализации проекта.
№ Содержание Ответственные Сроки
Проектная линия 1. Организация работы  педагогов
1 Презентация проекта для детей и родителей ДОУ заведующий,
старший воспитатель май
2 Создание электронного банка методических и творческих материалов по организации проекта старший воспитатель апрель
3 Анализ реализации проекта в целом. инициативная группа май
4 Итоговый педагогический совет заведующий,
старший воспитатель апрель
Проектная линия 2. Организация работы с детьми
1 Педагогическая диагностика представлений детей о здоровом образе жизни .воспитатели дошкольных групп май
2 Выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности путем наблюдения. воспитатели дошкольных групп май
3 Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения на педсовете. заведующий,
старший воспитатель май
Проектная линия 3. Взаимодействие с родителями
1 Анкетирование родителей по результатам проекта, его роли в развитии детей. заведующий,
старший воспитатель май
2 Участие родителей в итоговом педагогическом совете. заведующий,
старший воспитатель апрель