Урок по русскому языку Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных



Тема: Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях
имён существительных.

Цели урока: решать орфографические задачи с безударными окончаниями существительных, сделать предворительный вывод о написании окончаний после шипящих и ц.

ЛУУД – формировать интерес к познанию русского языка
РУУД – формировать умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
ПУУД – формировать умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков
КУУД – формировать умение договариваться, приходить к общему мнению.

Ход урока
Организационный момент (приветствие).
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
 
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
                                Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Активизация мыслительной деятельности.
Упр. 464.

Чистописание.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.
У. Что можно сказать об этих буквах?
У. Какой вопрос вы могли бы задать?
У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.
Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.
- Давайте пропишем с вами букву Ц и заглавную и строчную.
2.Введение в тему урока.
На доске слова: врачом, дворцом, грушей, малышом, шалашом, лисицей, задачей, свечой.
-Прочитайте слова.
- В какой части слова выделены буквы О и Е
- После каких согласных стоят эти буквы?
- Как назовём эти буквы?
- Определите ударение в словах.
- Сформулируйте тему урока.

- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.
Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).
Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!

3.Работа по теме урока.
Поиск решений.
Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. 1 и 2 группа выполняют на карточке информаторе.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
Прочитай слово.
Поставь знак ударения.
Выдели окончание.
Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
Запишите вывод на карточке - правило.
за ландышм
пейзажм
над рощй
свечй
с птицй
мудрецм

Карточка-правило
В окончаниях имён существительных после букв __________________________ под ударением пишем ___, без ударения ______.

Теперь давайте сформулируем правило, а ученик на доске.

Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное?
И вот наш научный консультант советует нам обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр.108). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы? Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

4.Первичное закрепление.
Упр. 466. (устно)
Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас на доске интерактивной открою слова, попробуем поиграем.
О Е

Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.

По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

5. ФИЗМИНУТКА
6. Вторичное закрепление.
У. Обратимся к упражнению 471.на стр. 110.
Ребята открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо оформить, запатентовать. А для этого необходимо выполнить небольшой тест.

7.Экспресс-тест



о
е

1
пляж..м



2
рощй



3
плеч..м



4
синицй



5
невежй






7. Итог урока.
Так какое открытие мы сегодня сделали?
Сегодня на уроке я узнал
Было интересно
Урок был полезен для жизни, потому что.
Теперь я могу.

8. Домашнее задание.
с.109 (упр 470), правило.