Урок русского языка ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц 4 класс


Тема. Правописание гласных в окончанияхимен существительных после шипящих и ц
Педагогическая цель: создать условия для развития умения обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных, применять правила.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты: применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи.
Личностные результаты: проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; устанавливают, с какими задачами могут самостоятельно справиться.
УУД. Познавательные: умеют определять поставленную задачу; извлекают необходимую информацию из учебных пособий; действуют по алгоритму, образцу; осуществляют анализ, классификацию, сравнение; делают выводы.
Регулятивные: планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства.
Основное содержание темы, понятия, термины: правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. Алгоритм написания гласных в окончаниях имен существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Чистописание.
иы ын иынИзвестный, честный, трудолюбивый.
III. Словарная работа.
На доске записаны стихотворные строчки:
В поле колосится
Спелая пшеница.
Мы печем отличные
Пироги пшеничные.
Что на завтрак у синички?
Зернышки пшенички.
Задание: выпишите однокоренные слова из стихотворных строчек. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Выделите корень.
IV. Работа над новым материалом.
Постановка учебной задачи. Работа с рубрикой «Давай подумаем».
Какой буквой обозначается звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных?
Какой буквой обозначается безударный гласный звук после шипящих и ц в этих окончаниях?
Вы уже знаете, что обозначение звука [о] после шипящих и ц – это орфограммы, и умеете правильно писать слова с этими орфограммами. А сегодня будем учиться обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
2. Коллективное выведение правила. Рубрика «Тайны языка».
На доске записаны слова:
свечо́й – ту́чей
карандашо́м – ду́шемборцо́м – па́льцемогурцо́м – за́йцем– Прочитайте слова.
– Какой вывод можете сделать?
Cформулируйте тему урока и правило.
Прочитайте правило в учебнике.
3. Упражнение в применении правила.
1) На доске записаны слова:
Меч..м, ш..потом, плащ..м, ш..рохом, ш..рсткой, циркач..м, еж..м, свеч..й.
Задание: вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в два столбика в зависимости от места орфограммы в слове.
Взаимопроверка.
2) Работа по выбору: упражнение 1 (учебник) или упражнение 1 (рабочая тетрадь). Выполняется письменно фронтально.
Дополнительные задания.
Назвать слова 1 склонения.
Назвать слова 2 склонения.
Сделать вывод: зависит ли выбор буквы о или е в окончаниях этих слов от склонения?
V. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 2 (учебник).
VI. Повторение изученного материала.
1.Упр.3 - орфографический тренинг. Работа в парах.
Дополнительное задание: выпишите три нарицательных и три собственных существительных из упражнения 3 (учебник) и поставьте их в форму Т. п.
2.Упражнение 4 - орфографический тренинг.
3.Работа с фразеологизмами.
На доске слова и рисунки. По ним дети должны составить фразеологизмы.
Попасть, в грязь, в небо, лицом, пальцем.
- Соответствуют ли рисунки смыслу оборотов? (Рисунки не должны соответствовать смыслу этих фразеологизмов.) Обучающиеся объясняют смысл фразеологизмов, записывают, выделяют новую орфограмму.
Попасть пальцем в небо- сказать невпопад, не то, что следует.
Не ударить в грязь лицом – не опозориться.
Дополните записанные на доске предложения одним из фразеологизмов:
Сегодня были веселые старты, и мы… (не ударили в грязь лицом).
На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи- (попал пальцем в небо).
VII. Рубрика «Путешествие в прошлое».
История слова сердце. Учебник с. 70.
VIII. Рефлексия учебной деятельности.
-Над каким материалом мы работали на уроке?
-Какие трудности испытывали?
-Какие задания выполнили легко?
-Когда в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишется о, (е)?
Оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь).