Урок по русскому языку Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ


МКОУ СОШ№2 с УИОП им. Н.Д. Рязанцева г. Семилуки Воронежской области
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ
1 класс
Учитель начальных классов
Дмитриева И.В.
2012 г.
Цели:
Формировать представление о звуках [ж] и [ш] как всегда твердых;
Развивать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ;
Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
Воспитывать интерес к учебе
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать сочетания ЖИ-ШИ; характеризовать шипящие звуки; соотносить звучание и написание слов.
Ход урока.
Организационный момент
Минутка чистописания
- Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:
А Э Р О У
- Что вы можете сказать о лишней букве?
- Дайте характеристику?
- Напишите в тетради.
3. Актуализация знаний.
(работа в парах)
Карточка №1.
- Какое слово лишнее?
Тень, тетрадь, лось, пень, соль, шкаф, лень.
Дружить, бежать, шить, дружина, жить.
- Расставьте слова в алфавитном порядке
Сорока, ворона, дятел, ласточка, кукушка, голубь
Карточка №2.
Птицы прилетели. (…)- Сколько слов в предложении?
-Подчеркните главные члены предложения.
-Добавьте в предложение слова, чтобы оно стало распространенным.
4. Словарная работа
Письмо под диктовку: месяц, учебник, рисунок, ребята, собака, город.
-Поставьте ударение, подчеркните непроверяемые буквы.
- Угадайте о ком идет речь?
Скачет птичка по дорожке,
Собирает шустро крошки.
А потом на ветку прыгИ чирикнет: «Чик-Чирик»! (Воробей)
- Послушайте рассказ про воробья.
- Запишите в тетрадь воробей.
- Спишите предложение: «На ветку дерева сел крошечный воробей»
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
5. Физкульминутка.
Воробей скакал по грядке,
Рядом кото играл с ним в прятки.
- Не поймать меня коту,
Я проворный на лету.
6. Самоопределение к деятельности.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши
Машины и карандаши.
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть, смешить и шить.
- Сформулируйте тему урока.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
7. Работа по теме урока.
Грамматическая сказка
- Послушайте грамматическую сказку.
- Почему шипящие Ж, Ш не стали дружить с гласной Ы.
- О каком правиле мы узнали из этой сказки?
Наблюдение за правописанием слов ЖИ-ШИ
- Отгадайте загадку

На резиновом ходу
Все дороги обойду
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мною по пути? (Машина)
- Назовите все звуки в этом слове.
- Что вы заметили? (все согласные звуки в слове твердые)
- Запишите слово «машина», подчеркните сочетание ШИ.
- Отгадайте следующую загадку:
Он высокий и пятнистый
С длинной-длинной шеей
И питается он листьями-
Листьями деревьев. (Жираф)
- Напишите слово-отгадку.
- После какой буквы нельзя писать букву Ы?
Работа по учебнику.
Стр. 55 №97.
- Прочитайте.
- Какие сочетания пропущены в каждом слове.
-Выполните задания подчеркните ЖИ-ШИ
Закрепление изученнного.
- Давайте покормим птичек! Каждое правильно записанное слово ЖИ-ШИ – это накормленная птичка.
У доски работает ребенок: бежим, жить, режим, гаражи, чижи, малыши.
- Подчеркните словосочетание ЖИ-ШИ.
- С какой гласной вы написали эти слова?
Работа по тестам
Стр. 52 №5.
8. Закрепление изученного материала
С наступление весны к воробью возвращаются друзья-перелетные птицы. И больше всех ждет воробей стрижей и чижей.
- Как вы думаете почему?
Комментированное письмо
- Подчеркнуть орфограммы, главные члены предложения.
Стрижи ловят мошек.
Чижи уничтожают вредных гусениц.
9. Рефлексия
- Скажите, что получилось у вас хорошо, легко?
- Что не получилось? Почему?
- Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ?
Рабочая тетрадь стр. 34 №44
10. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
-Чему учились на уроке?